83
Оставить комментарий Распечатать

На рынке товаров и услуг все равны

Размер шрифта:
Федеральная антимонопольная служба завершила рассмотрение ряда заявлений хозяйствующих субъектов на предмет ущемления их законных прав в части равного доступа на рынок товаров и услуг на территории Хабаровского края. Нарушителям антимонопольного законодательства выданы соответствующие предписания с требованием устранить навязывание условий договоров, ущемляющих интересы других субъектов предпринимательства.

Решения ФАС наглядно показывают, что бизнес на территории края по-прежнему сталкивается с серьезными препятствиями, обусловленными доминирующим положением монополистов на рынке товаров и услуг.

Совсем недавно членами Хабаровского объединения промышленников и предпринимателей были высказаны серьезные претензии к ОАО «Хабаровскэнерго» относительно ограничения подачи электроэнергии в случае превышения лимита ее отпуска. Рассматривая этот вопрос, УФАС вскрыло несколько странных моментов в деятельности энергетиков. Договора с юридическими лицами заключаются в соответствии с правилами отпуска и потребления электроэнергии, инструкциями о порядке расчета за нее, в том числе и по утратившими, на сегодня, силу законодательным актам Правительства РФ. Однако расчет на то, что бизнесмены, из-за неимения свободного времени, не знают законов, не оправдался. Свою позицию они могли отстаивать в Арбитражном суде, но обратились с заявлением в антимонопольную службу.

Решение судебных органов о правомерности включения в договор некоторых спорных положений дало положительный результат для энергетиков, но с оговоркой — они не должны противоречить Гражданскому кодексу Гражданский кодекс. Пункт о прекращении или ограничении отпуска товара в связи с превышением лимитов отпуска признан не соответствующим законодательству. Норма оплаты в 10-кратном размере тарифа за электроэнергию, полученную сверх лимита, вызвала разногласия в связи с действующим до сих пор Постановлением Совета министров СССР от 1988 г . Однако антимонопольный орган, возглавляемый исполняющим обязанности начальника отдела Николаем Костромеевым, подошел к этой проблеме с другой стороны. Верховный Суд РФ подтвердил правомерность действий энергетиков, учитывая, что 10-кратная стоимость оплаты сверхлимитной электроэнергии является штрафной санкцией, а значит, настаивая на своей позиции, энергетики опираются на постановление Совмина. Однако ответственность в договоре обоюдная. Если энергия потре

бителю отпускается некачественная, то ее производитель, опираясь на Гражданский кодекс, обязуется отвечать перед потребителем в размере фактически нанесенного ущерба. Если ответственность перед поставщиком возникает у потребителя, то его наказывают 10-кратным размером штрафа, ссылаясь уже на постановление Совмина. А значит, монополист использует тот законодательный акт, который ему выгоден. Мало того, оказалось, что на штрафные санкции он умудряется начислить еще и НДС, что противоречит Налоговому кодексу Налоговый кодекс.

— Монополист максимально использует все возможные лазейки в законодательстве для извлечения прибыли, и Государственная дума помогает ему в этом, — говорит Николай Костромеев. — В 2000 г. правила пользования и отпуска электроэнергии прекратили существование, и хозяйствующие субъекты стали применять Гражданский кодекс. Однако документ этот — общего характера, все недостающие положения, необходимые для заключения договора, устанавливаются производителем электроэнергии. До сих пор Госдума так и не предложила ничего другого взамен утратившим силу правилам, а отсутствие единой законодательной базы рождает споры.

Потребовалось вмешательство УФАС и по другим заявлениям предпринимателей. Одна из организаций по торговле беспошлинными товарами решила занять свою нишу в международном аэропорту, но получила отказ со стороны ООО «Авиатерминал». Владелец аэропортовских помещений отказ в аренде торговой структуре мотивировал не отсутствием технических возможностей, а пунктом договора с авиакомпанией из Сибири, который не только запрещал сдачу в аренду имеющихся площадей третьим лицам, но и накладывал на ООО «Авиатерминал» за нарушение штрафные санкции. Антимонопольное законодательство однозначно трактует эту ситуацию — к рынку товаров и услуг все субъекты предпринимательства имеют равный доступ.

ОАО «Дальлесторг» оказалось в неприятной ситуации в связи с требованием ОАО «Дальсвязь» оплатить доступ к телефонной связи в размере 50% тарифа по прейскуранту как арендатором телефонизированной площади. Оплата суммы в 4000 рублей распространялась на все субъекты предпринимательства, арендовавшие помещения с телефоном, и выливалась в серьезные издержки. Отдел по антимонопольному контролю доказал, что плата за доступ к телефонной связи берется только один раз — когда выполняются работы по подключению аппаратов к станции, в остальных случаях арендатор обязан оплачивать лишь абонентскую плату. Переоформление договора на услуги связи не требуется. Аргументы связистов, что номер телефона не является материальным благом, несостоятельны. Разбирательства могло бы и не быть, ведь, согласно Постановлению Правительства РФ, с 1 июля такое решение УФАС узаконено.

Большой резонанс среди населения получило и заявление руководства редакции газеты «ТОЗ» о неправомерности отказа федеральной почтовой службы в заключении договора на подписку и распространение печатной продукции. Это затронуло интересы читателей прежде всего отдаленных районов и поселений Хабаровского края. Сделано это было в связи с реструктуризацией ФГУ «Почта России» со ссылкой на экономическую нецелесообразность заключения таких договоров. Однако, как оказалось, для другой организации, почему-то из Москвы, такая деятельность не противоречила коммерческим интересам. Между редакцией краевой газеты и филиалом федеральной почтовой связи образовался посредник в лице агентства межрегиональной подписки, причем все спорные вопросы его деятельности должны были решаться в Москве. Хабаровское УФАС не согласилось с доводами руководства ФГУ «Почта России» — мало того, признало действия этой организации как согласованные с иным субъектом предпринимательства, ущемляющие права третьего лица. Пред

писание УФАС пока не выполняется, потому что, как отметил Николай Костромеев, готовится решение о наложении на руководство федеральной почты административного взыскания.

Деятельность ФАС является сегодня серьезным сдерживающим фактором, позволяющим сделать бизнес на территории Хабаровского края цивилизованным, дающим возможность любой предпринимательской структуре на равных с другими конкурировать на рынке товаров и услуг.

Посетивший недавно Дальневосточный регион президент Европейского Банка Реконструкции и Развития во время переговоров с членами правительства Хабаровского края задавал им непростые вопросы: «Насколько прозрачны для потенциальных инвесторов предприятия Дальнего Востока? Высока ли их корпоративная культура? Что делается для улучшения инвестиционного климата в регионе?» Хорошей иллюстрацией ситуации стала конференция «Инвестиции и корпоративное управление», которая недавно завершила свою работу в Хабаровске. Можно сколько угодно говорить об инвестиционной привлекательности субъекта РФ, строить объекты инфраструктуры, создавать инвестиционные программы и повышать имидж акционерных обществ, но если на предприятиях будут отсутствовать корпоративная культура и открытость, инвестиции никогда не придут в экономику Хабаровского края. В целях выработки предложений по совершенствованию законодательной базы и повышению уровня корпоративного управления участники конференции дали объективную оценку д

еятельности АО и холдингов в контексте повышения инвестиционной привлекательности региона.

За последние годы произошли положительные сдвиги — в Хабаровском крае создано агентство по инвестициям, при губернаторе края образован совет по инвестициям, принято постановление об основных направлениях экономического развития до 2010 г. Это дало возможность, хоть и незначительно, но активизировать процесс и добиться роста инвестиций — почти в два раза выше, чем в среднем по России. Край по уровню инвестиционной привлекательности переместился на 23е место и занял 45 е место по уровню инвестиционных и 13е — по уровню социальных рисков в стране. Негативными факторами Хабаровского края признаны высокие криминальные и экологические риски. Региональной экономике присущи: высокие ставки и отсутствие «длинных» банковских кредитов, непрозрачность фондового рыка, коррумпированность чиновников, высокая степень изношенности основных фондов, низкий уровень образования населения и персонала предприятий.

Выступивший на конференции заместитель председателя правительства — министр экономического развития и внешних связей Хабаровского края Александр Левинталь отметил одно из важных направлений работы по изменению ситуации к лучшему: обучение профессиональных управленческих кадров и квалифицированной рабочей силы. В начале 90х годов никто и подозревать не мог, что сегодня мы придем к дефициту инженеров и механиков. Вдруг оказалось, что все выпускники вузов стали юристами и экономистами. Количество мест в вузах сравнялось с числом выпускников школ. Кто же будет работать на производстве? Почему японский автомобильный гигант «Тойота» начал работать в Санкт-Петербурге, а не на Дальнем Востоке? Отток населения из края поставил перед инвесторами очередную проблему: куда сбывать продукцию? Стабильность рынка потеряна, инвестиционных проектов мало, а главное — нет достаточного образовательного уровня персонала предприятий.

Хабаровский край определил для себя основные приоритеты: усиление государственной инвестиционной поддержки, расширение сферы кредитования малого и среднего бизнеса, рост инвестиционной привлекательности конкретных отраслей и районов. В крае сохранился огромный научный потенциал, велики запасы природных ресурсов, запущена программа подготовки управленческих кадров. Не менее важен и образовательный уровень населения. Если население не верит государству, боится держать деньги в банках, не знает, что такое ценные бумаги, — говорить о внутренних инвестициях не приходится. Проведенные недавно исследования показали, что доходы населения оцениваются в 180 млрд рублей в год, при этом накопления в банках составляют около 30 млрд рублей: примерно по 700 долларов на одного жителя края. И эти средства выведены из экономики. Не более 1 процента их инвестируется в конкретные проекты, в то время как в США до 30% всех сбережений населения работают на благо страны.

Банки функционируют в основном в сфере кредитования, ориентация на иностранные инвестиции в крае не оправдалась. Мнение зарубежных инвесторов не изменилось: «Пока вы сами не начнете вкладывать деньги в экономику, нам нечего делать на российском рынке. Вложите хотя бы рубль, тогда мы инвестируем доллар. Далее финансовый поток будет не остановить…».

Слагаемые инвестиционной привлекательности, по мнению директора московского института профессиональных директоров Дмитрия Штыкова, складываются из информационной и финансовой прозрачности АО, ведения отчетности по международным стандартам, эффективной работы советов директоров, системы корпоративного контроля и управления рисками, а также социальной ответственности. Наличие этих составляющих ведет к доверию инвесторов и государственных органов власти, региональных банков и самих акционеров. Иностранные инвесторы ориентируются на рентабельность предприятия, а эта информация у нас закрыта. Коммерческой тайной покрыта вся экономика края.

Аудиторы показывают хорошую отчетность, а спустя месяц предприятие банкротится. Отсутствие независимого органа управления, внутреннего контроля и даже такого фактора, как эффективная судебная система, приводит к недоверию инвесторов, которые не могут понять: как долго будет работать предприятие на рынке? не станут ли сокращаться объемы производства? Нередки случаи, когда совет директоров не отчитывается перед акционерами, а АО порой превращается в частное предприятие генерального директора.

Приходится признать, что в Хабаровском крае практически нет рынка ценных бумаг. А те, которые присутствуют, обращаются только внутри территории. Это ведет к оттоку капиталов в другие регионы России. В деятельности АО по-прежнему много государственного участия. Только 30% предприятий могут продемонстрировать высокую корпоративную культуру. На предприятиях часто царит недружеская обстановка, и акционеры нуждаются в Кодексе корпоративной этики. Закон РФ об акционерных обществах продуман достаточно хорошо, но до сих пор в районе отсутствует механизм его применения. В результате в России за годы реформ обанкротились около 700 крупных предприятий. Особое значение в государстве отводится социальной ответственности. Под ней понимается нечто большее, чем уплата налогов. Создание социальных программ повышает имидж предприятия, а значит, и доверие инвесторов, а наличие образовательного стандарта позволяет избежать неоправданных рисков.

Положительный опыт работы любого АО основан на доверии к акционерам. В Рязанской области небольшое предприятие сферы общепита неожиданно стало лидером по инвестиционной привлекательности. Секрет оказался прост: для открытия новых торговых точек совет директоров принял решение о выпуске дополнительных акций, а так как дивиденды по ним выплачивались регулярно, такой шаг повысил капитализацию и эффективность деятельности в несколько раз. Открытость предприятия доказала перспективу его развития. А как часто в Хабаровском крае мы слышим об эмиссии акций?

На сегодняшний день, структура инвестиций в Хабаровском крае мало кого удовлетворяет. Около 45% инвестиций — собственные средства предприятий, 23% — бюджетные, 7% — заемные средства, банковские кредиты составляют только 4%. Но самое удивительное, что, начиная с середины 90х годов в крае не создано ни одного АО открытого типа. Те, что имеются, образовались на волне приватизации. Преобладают ООО и ЗАО. В итоге решения о выпуске ценных бумаг отсутствуют, а ЗАО не обязаны открывать свою отчетность. Опыт построения холдингов, куда входят несколько АО, не всегда положителен. Часто внутри холдингов идет конкурентная борьба, что является нонсенсом в корпоративном управлении. Большинство холдингов возглавляют так называемые «красные директора», которые стараются прятать активы, совмещать интересы холдинга со своими личными амбициями. Структура холдинга в вопросах собственности не отвечает чаяниям мелких акционеров.

— Бизнес растет всегда на отличиях в структуре и деятельности предприятий, — отметил на конференции заместитель генерального директора ЗАО «ДальИнвест» Александр Литовченко. — Если дальневосточные предприятия смогут реализовать отличия в свою пользу, выйдя на высокие показатели в экономическом развитии, инвестиции обязательно пойдут в экономику региона.

Журнал «Конкуренция и рынок» открыт для дискуссий об особенностях региональных экономик России. Депрессивными регионами ведь кто-то руководит, законодатели пишут местные законы и трудятся предприниматели, а результат, согласно, басне И.А. Крылова, — «...когда в товарищах согласья нет».

Рыночная экономика не терпит закрытости. Рассматривая региональные экономики, журнал считает правильным популяризировать весь накопленный положительный опыт, а разбирая проблему, находить выход из тупика. Состояние региональной экономики как раз и демонстрирует конкурентоспособность мышления разных регионов элиты, продуктивность взаимодействия власти и предпринимателей.

Куда смотрит антимонопольная служба?

Действия российских монополистов, а в Хабаровском крае под этот термин подпадают около 200 предприятий различных сфер деятельности, в народе нынче называют не иначе как сговором. Рост же тарифов в экономике превратился в национальное бедствие. Отсюда — поток критики в адрес Антимонопольной службы: куда смотрите?

На этот вопрос корреспонденту журнала «Конкуренция и рынок» ответил руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю Валентин Бодров.

— Валентин Алексеевич, так куда смотрит Ваша служба в ситуации, когда рост тарифов на глазах уничтожает те небольшие ростки в экономике, что появились за последнее время?

— Раньше наша деятельность была направлена в основном на защиту прав потребителей, и она положительно воспринималась населением. Сегодня в задачу антимонопольной службы входят надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, а также на рынке финансовых услуг, за соблюдением законодательства о естественных монополиях и о рекламе. К сожалению, население слабо представляет себе структуру органов власти; отсюда — неверные выводы о результатах нашей работы. Тарифами в стране занимается Федеральная служба по тарифам, но ее представительств в регионах нет. С нею взаимодействуют региональные энергетические комиссии, которые косвенно связаны с этой службой, но, к сожалению, не являются независимыми, а подконтрольны правительствам субъектов федерации. Наше ведомство путают с Федеральной службой по тарифам, которая и регулирует цены на товары и услуги естественных монополий. Так что, на вопрос, куда смотрит Антимонопольная служба, коротко можно ответить так: об

ращайтесь по адресу.

— По каким показателям можно оценивать Вашу деятельность?

— Журналистов чаще интересуют «жареные факты», поэтому в последнее время мы работаем со средствами информации из других регионов. Громкие же дела стараемся не раздувать, работая с жалобами хозяйствующих субъектов по существу. В 2004 году мы из судов не вылезали, в 2005м завершилось уже 6 процессов. Около 90% дел выигрываем. В сферу нашего контроля попадают те предприятия, которые на рынке товаров или услуг края имеют производимую долю более 35%. Это энергетика, транспорт, топливный комплекс, другие сферы локального монополизма. В прошлом году рассмотрено 130 заявлений, которые после расследований превращались в пухлые тома папок с договорами, перепиской, анализом. Около 30% споров улаживаются в добровольном порядке. Штрафы за нарушение антимонопольного законодательства сегодня небольшие — около 50 тыс. рублей, но в год их набирается до полумиллиона. С введением в действие нового Закона «О защите конкуренции...» эти суммы увеличатся в несколько раз, потому что штраф будет взи

маться в зависимости от объема реализованных услуг или продукции. Наши полномочия станут шире, в частности, по отношению к тем предприятиям, которые получают от государства поддержку. Закон этот крайне необходим в связи со вступлением России в ВТО.

— Можно ли показать результаты работы службы на конкретных примерах?

— Недавно нами был выигран судебный процесс в отношении неправомерных действий монополиста в сфере услуг связи компании «Дальсвязь». Как известно, многие предприятия сегодня находятся в стадии реформирования, в том числе и почтовая служба. Управление Федеральной почтовой службы сменило название, в связи с чем возникла необходимость переоформить договоры на предоставление телефонной связи во многих почтовых отделениях. Таких договоров набралось сотни, и за каждое переоформление телефонного номера «Дальсвязь» запросила по 8000 рублей. Какие фактические затраты несла компания за переоформление договоров, если не требовалось даже технических операций по подключению уже существующих телефонных аппаратов? Мы доказали, что требуемая связистами сумма неправомерна и не отражает столь высоких финансовых затрат.

— Да, но такая же ситуация возникает при переоформлении договоров на пользование телефонным номером в частной квартире. С разницей лишь в том, что сумма поменьше: 6000 рублей...

— Если в суд на действия связистов подаст какая-нибудь общественная организация от имени граждан, то такое дело имеет перспективы. Несколько судебных процессов были связаны со злоупотреблением доминирующим положением на рынке топлива. К сожалению, нам не удается доказать так называемый сговор монополистов по производству нефтепродуктов — законодательной базы недостаточно. Мы же не имеем права подслушивать телефонные разговоры или изымать у предприятий финансовые документы, хотя за рубежом это давно практикуется. Вывод сделать можно один: цены на бензин диктуются из Москвы. Хотя, по большому счету, высокие цены на нефтепродукты выгодны не только производителю и продавцам, но и государству. Оно регулирует цены на электроэнергию и тепло, но выпустило из рук цены на газ и нефть. Возьмите всем известную угольную компанию «СУЭК». Цена на уголь не регулируется, а на тепло регулируется. Энергетики ежегодно в шоке от такой ситуации, а «СУЭК» уже намеревается прибрать к рукам теплоэнергетику и

стать полноправным монополистом в сфере ЖКХ.

— Хорошо, перефразируем вопрос: куда смотрит государство?

— Подразделения Федеральной службы по тарифам вряд ли появятся в регионах. Раньше законодательство ограничивало хотя бы рентабельность монополистов, теперь и этого нет. По идее, РЭК должны иметь больше прав, стать независимой структурой, отдельные полномочия отдать муниципальным властям. В целом же, необходим новый Закон «О защите конкуренции...». Регулирование должно быть заключено в рамки конкретных постановлений. Ведь часть вины за безудержный рост тарифов лежит на региональных и муниципальных властях. Когда-то в мэрии Хабаровска, например, существовала группа по регулированию тарифов, хотя она и не была независимой. Когда ее разогнали, а функции по регулированию тарифов на транспорте передали в Управление транспортом, фактически защищавшим интересы городского бюджета, мы получили то, что имеем. Цена на автобусный билет определяется приблизительно. Наша задача сейчас — не выпускать ситуацию из виду.

— Значит, за всеми нужен глаз да глаз и работы в будущем у Вас не убавится?

— Недавно руководство железной дорогой в Комсомольске-на-Амуре установило для получателей грузов плату за въезд в место общественного пользования. Клиент, оплативший доставку товара, принуждался к дополнительной плате. Положение исправили. Мониторинг телевизионных передач показал, что телекомпании не всегда озабочены интересами телезрителей. При просмотре фильма в течение 15 минут никакой рекламы быть не должно. Одну из компаний пришлось штрафовать. В газетных объявлениях стала появляться реклама инвестиционных паевых фондов. Их деятельность, по сути, очень напоминает финансовую пирамиду. Пришлось вмешиваться. Так что, без работы не сидим.

— Так монополизм враг нам или друг?

— У граждан сложилось явно негативное отношение к монополизму. Но если предприятие, находясь в монопольном положении, работает корректно, не нарушает законодательство, платит налоги, не ущемляет права конкурентов, то деятельность его нужно приветствовать, а не попрекать монополизмом, от которого в экономике страны нам еще долго не уйти.

Андрей Смирнов, корреспондент журнала «Конкуренция и рынок» по Хабаровскому краю

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай