Чиновники решили систематизировать все действующие для граждан и организаций налоговые льготы, а также тщательно контролировать их применение. Соответствующий законопроект с поправками в Бюджетный кодекс РФ уже поступил на рассмотрение Госдумы РФ.
Что случилось?
Правительство России распоряжением от 8 сентября 2018 года №1892-р внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект с поправками в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающий систематизацию и регламентацию процедур контроля, учета и оценки налоговых льгот и освобождений в рамках бюджетного процесса. Чиновники предлагают установить обязанность каждым публично-правовым образованием (региональными и федеральными структурами) сформировать перечень соответствующих налоговых расходов на льготы. Также законодательно будет закреплена необходимость ежегодной оценки налоговых расходов.
Налоговые льготы хотят сделать эффективными
В сообщении Правительства РФ сказано, что целью законопроекта является более эффективное и рациональное использование инструментов налогового стимулирования, а также повышение качества управления государственными и муниципальными финансами в целом. О том, что в настоящее время налоговые льготы обходятся бюджету дорого, но фактически они малоэффективны несколько раз говорили Президент России Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев. Глава государства тогда поручил кабмину взять ситуацию с налоговыми льготами под строгий контроль и систематизировать все преференции для бизнеса и граждан.
Как сказано на сайте кабмина, налоговые расходы, о которых идет речь в законопроекте, на практике являются альтернативой другим мерам государственной политики, включая прямые бюджетные расходы. Поэтому разработанный Минфином России законопроект основан на концепции «налоговых расходов», зарекомендовавшей себя в качестве наиболее распространенного и эффективного подхода к учету, оценке эффективности и раскрытию информации по налоговым льготам. Фактически все преференции по налогам, которые имеют участники рынка от государства, являются выпадающими доходами федерального и местного бюджетов бюджетной системы РФ. К их числу чиновники, в частности, отнесли:
- сами налоговые льготы;
- освобождения от уплаты налогов и сборов;
- другие преференции по налогам, сборам и другим платежам, предусмотренными в качестве мер государственной или муниципальной поддержки в соответствии с целями государственных и муниципальных программ и задачами социально-экономической политики.
Авторы инициативы отмечают, что:
Налоговые льготы и освобождения являются неотъемлемой частью налоговой системы, а их предоставление, как правило, направлено на решение определённых задач государственной политики – например, на социальную поддержку отдельных категорий граждан, стимулирование отдельных видов экономической активности, опережающее развитие определённых территорий.
Но сейчас, в отличие от прямых расходов бюджета «налоговые расходы» не являются объектом бюджетного контроля, учета и оценки. Именно поэтому все подобные налоговые расходы необходимо регулярно систематизировать и оценивать их эффективность в динамике. Полномочиями по определению общих требований к проведению такой оценки предлагается наделить Правительство России. Результаты такой оценки налоговых льгот будут учитываться при формировании основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации, а также основных направлений бюджетной и налоговой политики субъектов РФ и муниципальных образований. Иначе говоря, их будут учитывать при формировании бюджетов. Как отмечено в уведомлении к законопроекту:
Это позволит более эффективно и рационально использовать инструменты налогового стимулирования, повысить качество управления государственными и муниципальными финансами в целом.