Роструд принимает участие в проведении реформы контрольно-надзорной деятельности, целью которой является сокращение административной нагрузки на бизнес. Чиновники настроены не на назначение наказаний работодателям, а на снижение травматизма на производстве, экономических потерь и ущерба по рискам.
Что случилось?
Представители Роструда приняли участие в «нулевых» чтениях законопроекта «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора)», которые прошли в Госдуме накануне. Куратор реформы госконтроля и один из разработчиков документа Министр РФ Михаил Абызов по итогам парламентских слушаний сообщил, что законопроект будет направлен на рассмотрение в Госдуму уже в начале ноября 2018 года. Инициатива направлена на систематизацию и либерализацию системы государственного надзора над бизнесом.
«Чек-листы» — основа для проверок
Авторы законопроекта предлагают определить органы государственного и муниципального контроля и надзора, а также закрепить законодательно перечень основных понятий и видов госконтроля. Законопроектом предусмотрено повсеместное введение проверочных листов, которыми должны будут руководствоваться инспекторы при проведении проверок. Такие «чек-листы» уже действуют на практике, но пока в виде эксперимента.
В частьности, Федеральная служба по труду и занятости уже разработала и разместила в свободном доступе на сайте 107 проверочных листов. Сейчас продолжается работа над остальными, всего Роструд планирует утвердить 154 «чек-листа». Такой подход к контролю даст возможность работодателям самостоятельно проверять соблюдение требований безопасности и трудового законодательства при организации рабочего процесса.
Роструд в ходе разработки проверочных листов провел глубокий анализ требований трудового законодательства, по результатам которого в проверочные листы вошли обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения безопасности работников. Ведь теперь результативность и эффективность государственного и муниципального контроля будет оцениваться не по числу проведённых проверок и выписанных штрафов, а по динамике снижения смертности, травматизма и экономического ущерба.
На практике это означает переход от санкций к риск-ориентированной модели надзора, суть которой состоит в том, что каждому предприятию будет рассчитана категория риска. Категория будет влиять на частоту плановых проверок. Ожидается, что по новой методике будут проходить все плановые проверки, начиная с 2018 года. Однако что будет с внеплановыми — не очень ясно. А официальная статистика говорит, что «на 450 плановых проверок сейчас приходится 950 внеплановых».
Теперь, как отмечают чиновники, контроль будет выстроен по «модели соответствия» и направлен в первую очередь на профилактику нарушений и снижение административной нагрузки на бизнес. В качестве административных наказаний Роструд планирует применять не штрафы, а предупреждения. Такой метод уже практикуют его инспектора, так, за 8 месяцев 2018 года число вынесенных предупреждений составило 25,8 тысяч, что почти в 3 раза превышает данный показатель за аналогичный период 2016 года. О количестве выписанных штрафов в Роструде, правда, умолчали.