227
Оставить комментарий Распечатать

Изменения в Бюджетном кодексе РФ с 30 июля 2017 года

Размер шрифта:

Законодатели решили ликвидировать Резервный фонд, и все его средства переведут в Фонд национального благосостояния до 1 февраля 2017 года. Кроме того, они вводят новое бюджетное правило, чтобы снизить зависимость госказны от цен на нефть.

30 июля вступила в силу новая редакция Бюджетного кодекса РФ. Все поправки в документ внесены Федеральным законом от 29.07.2017 N 262-ФЗ.

Изменен подход к нефтегазовым доходам

Законодатели уточнили, что дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета, неиспользованные в течение отчетного года, теперь будут направляться только на формирование Фонда национального благосостояния. Такое изменение внесено в п. 4 статьи 94 Бюджетного кодекса РФ в связи с ликвидацией Резервного фонда. А в новой редакции ст. 96.6 БК РФ сказано, что при прогнозировании нефтегазовых доходов федерального бюджета надо использовать:

  • среднегодовую цену на нефть сырую марки "Юралс";
  • среднегодовую экспортную цену на природный газ;
  • среднегодовой обменный курс доллара США к рублю.

Если спрогнозированные по этим показателям или фактически поступившие в бюджет доходы будут выше, чем суммы, рассчитанные с учетом базовой цены на нефть, базовой экспортной цены на природный газ и прогнозируемого либо фактически сложившегося за отчетный год обменного курса доллара США к рублю, то у государства появятся дополнительные доходы. При обратном соотношении, когда полученные суммы ниже спрогнозированных по базовым данным, бюджет недополучит доходы. При этом базовая цена на нефть установлена в размере 40 долларов за баррель, с последующим ежегодным увеличением на 2%. Под базовой экспортной ценой на природный газ экономисты должны понимать прогнозируемое значение среднегодовой экспортной цены, умноженное на соотношение базовой цены на нефть к прогнозируемой цене на нефть. Все эти дополнения появились с 30 июля в ст. 96.6 БК РФ.

Еще одна поправка, связанная с нефтегазовыми доходами, – учет и отчетность по операциям с ними. Согласно новой редакции ст. 96.12 БК РФ, правительство в составе отчетности об исполнении федерального бюджета будет представлять в Госдуму и СФ только годовой отчет о формировании и использовании дополнительных доходов от продажи нефти и газа. Ранее требовалось отчитываться и ежеквартально.

Упразднен Резервный фонд и введены новые правила пополнения Фонда национального благосостояния»

По решению властей, утратила силу ст. 96.9 БК РФ, которая регламентировала порядок работы Резервного фонда. Также по всему тексту Бюджетного кодекса РФ, где имелось упоминание об этом фонде, из формулировок исключают слова «резервный фонд» в соответствующем падеже. Такие технические изменения вносятся в:

  • ст. 96.10 БК РФ «Фонд национального благосостояния»;
  • ст. 96.11 БК РФ «Управление средствами Фонда национального благосостояния»;
  • ст. 96.12 БК РФ «Учет и отчетность по операциям с дополнительными нефтегазовыми доходами федерального бюджета и со средствами Фонда национального благосостояния»;
  • ст. 165 БК РФ «Бюджетные полномочия Министерства финансов Российской Федерации»;
  • ст. 192 БК РФ «Внесение проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу»;
  • ст. 199 БК РФ «Предмет первого чтения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период»;
  • ст. 212 БК РФ «Внесение изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период»;
  • ст. 213 БК РФ «Рассмотрение и утверждение федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете»;
  • ст. 232 БК РФ «Использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете».

Одновременно уточняются нормы, касающиеся Фонда национального благосостояния (ФНБ). Так, все деньги из ликвидированного фонда в ФНБ должны поступить не позднее 1 февраля 2018 года. При этом правительству придется представлять в Госдуму и СФ ежеквартальный и годовой отчеты о формировании, использовании и управлении средствами этого фонда.

По новым правилам, если в ФНБ будет сумма, превышающая 5% ВВП, то использовать его средства разрешается только в размере недополученных нефтегазовых доходов в соответствующем финансовом году. Если в фонде денег меньше, то из него разрешено тратить на покрытие дефицитов федерального бюджета и бюджета ПФР не больше 1% ВВП, указанного на соответствующий финансовый год, и суммы недополученных доходов от продажи нефти и газа.

Важное нововведение предусмотрено и в ст. 96.11 БК РФ «Управление средствами Фонда национального благосостояния». Пока объем средств фонда не достигнет 7% прогнозируемого ВВП, размещение денег в иные финансовые активы (кроме предусмотренных п.4 этой статьи – прим.ред.) не допускается. Такое требование решили не распространять на финансирование начатых до 1 января 2018 года самоокупаемых инфраструктурных проектов по перечню правительства и проектов «Внешэкономбанка».

Обновлены характеристики бюджета, которые проверяют депутаты в первом чтении

Согласно новой редакции ст. 199 БК РФ, при рассмотрении законопроекта о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении депутаты должны проверить, чтобы общий объем расходов не превышал:

сумму нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя из базовой цены на нефть, базовой экспортной цены на газ природный и прогнозируемого обменного курса доллара США к рублю, прогнозируемого объема расходов на обслуживание государственного долга и доходов федерального бюджета за вычетом нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя из прогнозируемых значений цены на нефть, экспортной цены на газ природный и прогнозируемого обменного курса доллара США к рублю, с учетом положений абз. 19 п. 3 ст. 179.4 настоящего Кодекса.

Параметры Резервного фонда, в связи с его ликвидацией, контролировать не придется.

Оставить комментарий Распечатать
Мотрой Алена
Мотрой Алена Журналист

В 2004 г. окончила факультет журналистики МолдГУ по специальности "Журналистика и наука общения". В 2003-2011 работала в известных молдавских социально-политических изданиях. После переезда в РФ, с 2014 г. сотрудничаю с российской онлайн-прессой