5890
Оставить комментарий Распечатать

Специальная оценка условий труда. Методика проведения

Размер шрифта:

Специальная оценка условий труда (СОУТ) — это процедура, которая заменила аттестацию рабочих мест. Все, кто проводил СОУТ в 2014 году, должны ее провести повторно в 2020-м. Кроме того, закон предусматривает ситуации, когда пересмотр условий работы проводится во внеплановом порядке. Тех, кто отказывается или забыл об этой обязательной процедуре спецоценки, будут наказывать.

Процедура оценки

Методика проведения СОУТ с изменениями на 2020 год регламентируется несколькими основными нормативными актами: Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ о спецоценке, Приказом № 33 от 24.01.2014 «Методика проведения специальной оценки условий труда».

По закону о СОУТ (ФЗ 426, приказ 33 от 24 января 2014 года с комментариями), процедура спецоценки инициируется работодателем, но саму проверку проводит организация, которая имеет на это право. Перечень предприятий, получивших соответствующие разрешения, доступен на сайте Министерства. Там можно получить все координаты потенциального исполнителя и выбрать оптимальный вариант для конкретной ситуации (в 2020 году таких организаций в реестре насчитывается 507).

Утвержденная Приказом 33 н методика проведения спецоценки условий труда в 2020 году состоит из нескольких основных этапов. Рассмотрим пошагово, что надо сделать, чтобы проверить рабочие места.

Шаг 1. Найти оценщика

На этом уровне работодатель определяет, какую организацию пригласить в качестве оценщика. При выборе исполнителя важно понимать, что все расходы по содержанию и приезду оценщика станут дополнительными затратами. Выбирайте ту организацию, которая находится в максимальной близости от рабочих мест. Еще один фактор, на который следует обратить внимание, — наличие у компании собственной испытательной лаборатории. Иначе результаты спецоценки не примут контролирующие органы.

Шаг 2. Подготовить документы

После того как организация, оказывающая услуги по спецоценке, подобрана и с ней заключен контракт, работодатель должен:

1. Издать приказ о проведении СОУТ.

2. Определить, кто войдет в состав комиссии по оценке рабочих мест.

3. Решить, на каких рабочих местах будут оцениваться производственные факторы (составить перечень рабочих мест, подлежащих оценке, как того требует Методика 33 н о специальной оценке условий труда с изменениями).

4. Составить график проведения спецоценки.

Законодательство позволяет проводить оценку не сразу на всех рабочих местах, а по очереди. Для чиновников главное, чтобы до конца 2020 года СОУТ прошли все.

Шаг 3. Оценить произошедшие с 2014 года изменения

С 2014 года могли произойти значительные изменения в работе компании. Проведите идентификацию новых рабочих мест, открытых в 2020 году. Что касается тех рабочих мест, на которых спецоценку уже проводили 5 лет назад, подтвердите по ним отсутствие вредности (п. 1 ст.17 и п. 4 ст.8 Закона 426-ФЗ, Приказ 33н о специальной оценке условий труда с изменениями).

Шаг 4. Проанализировать вредные и опасные производственные факторы

На этом этапе работодатель и представители коллектива ничего делать не могут. Они лишь присутствуют при измерениях, а затем утверждают результаты исследований и оценки. Эксперты приглашенной организации обязаны проверить:

  • физические, химические и биологические факторы;
  • неионизирующие и ионизирующие излучения;
  • параметры микроклимата и световой среды;
  • сложность трудового процесса.

Если испытания или измерения угрожают жизни или здоровью приглашенных оценщиков, то оформляется протокол о невозможности испытаний. На основании этого документа рабочие места признаются опасными, и работодатель обязан уведомить о них ГИТ в 10-дневный срок.

Шаг 5. Оформить результаты спецоценки

В отношении каждого рабочего места оформляется Карта СОУТ рабочего места, которая входит в отчет. Форму отчета о проведении спецоценки и инструкцию по его заполнению утвердил 33 н (методика проведения СОУТ) с изменениями (последние были внесены приказом от 14.11.2016 N 642н). Занимается оформлением отчета оценщик.

Результаты СОУТ подтверждаются подписями всех членов комиссии, а утверждает их председатель комиссии по спецоценке — руководитель организации или ИП. Если кто-то с информацией, изложенной в отчете, не согласен, он пишет мотивированное мнение и прикладывает его к отчету.

По итогам этого этапа ясно, какие классы опасности присваиваются конкретным рабочим местам, что рекомендуют эксперты для улучшения ситуации, насколько эффективны выдаваемые средства индивидуальной защиты.

Работодатель подает декларации соответствий условий труда государственным требованиям, если на рабочих местах нет вредных и(или) опасных производственных факторов. Если таковые имеются, то организация, проводившая оценку, в 10-дневный срок направляет соответствующие сведения в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки.

Декларация подается работодателем по рабочим местам класса 1 или 2. В 2014–2015 году методика СОУТ утверждала, что ее должны были подавать только по рабочим местам с классом 2, а в 2016 году прошли изменения, теперь нужно подавать по классу 1 и 2. Для тех, кто подавал ранее, она автоматически пролонгируется (п. 7 ст.11 Закона 426-ФЗ; Письмо Минтруда России от 30.08.2019 N 15-1/ООГ-1968), а вот тем, кто не подавал, придется об этом позаботиться. Изменения, внесенные законом №136-ФЗ от 01.05.2016, предусматривали применение его положений с 01.01.2014 года.

Шаг 6. Ознакомить с итогами спецоценки работников и контролирующие органы

После того как эксперты по СОУТ закончат свою работу, работодатель обязан ознакомить подчиненных с результатами оценки. Приказ 33 н дает на информирование сотрудников 30 календарных дней с момента оформления итогов СОУТ. Такой же срок предоставлен для обнародования результатов оценки на сайте компании, если он имеется.

Шаг 7. Хранить полученные результаты

Одна из обязанностей работодателя — всегда держать под рукой итоги СОУТ. Они необходимы во многих случаях, начиная от визитов инспекторов и заканчивая разбирательствами, связанными с тарифами на страхование. По закону, результаты спецоценки действительны в течение 5 лет. Но есть перечень ситуаций, когда они утрачивают свою актуальность. Производить оценку заново необходимо, если:

  • введены в эксплуатацию новые рабочие места;
  • провести проверку потребовал инспектор или представители работников;
  • изменился технологический процесс или оборудование;
  • обновился состав применяемых материалов и(или) сырья;
  • поменялись средства индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • на рабочем месте зафиксирован несчастный случай или профзаболевание из-за воздействия вредных (опасных) производственных факторов.

Когда процедура спецоценки считается завершенной

В связи с тем, что многие компании до сих пор не провели спецоценку, актуальным становится вопрос — когда эта обязанность является исполненной. В Письме Минтруда от 13.03.2014 № 17-3/В-113 есть прямой ответ на вопрос: датой завершения оценки условий труда является дата утверждения отчета, форма которого показана выше.

Нужно ли проводить повторную проверку, если юрлицо поменяло адрес

Да, если работодатель переместил рабочие места из одного офиса в другой, то внеплановая спецоценка необходима (Письмо Минтруда России от 23.01.2017 N 15-1/ООГ-169). И если был переезд в новый офис — тоже (Письмо Минтруда России от 02.11.2017 N 15-1/ООГ-2982).

Ответственность работодателя и оценщика

Специальная оценка планировалась, чтобы обеспечить работникам дополнительные гарантии и защиту. Ответственность за несоблюдение требований к процедуре оценки предусмотрена для работодателя и оценщика. Так, согласно статье 5.27.1 КоАП РФ, за нарушение порядка проведения СОУТ, в том числе за несоблюдение сроков информирования подчиненных о результатах оценки, должностные лица и ИП могут быть оштрафованы на 5000–10 000 рублей, а юридические лица — на 60 000–80 000 рублей.

Для оценщиков максимальные штрафы за недобросовестное исполнение обязательств выше:

  • для должностных лиц — до 50 000 рублей либо дисквалификация на срок до 3 лет;
  • для организаций — до 200 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток (статья 14.54 КоАП РФ).
Оставить комментарий Распечатать
Мотрой Алена
Мотрой Алена Журналист

В 2004 г. окончила факультет журналистики МолдГУ по специальности "Журналистика и наука общения". В 2003-2011 работала в известных молдавских социально-политических изданиях. После переезда в РФ, с 2014 г. сотрудничаю с российской онлайн-прессой