Перейти на мобильную версию
Помогаем преодолевать трудности
Генеральный партнер - «КАДИС» - представитель Консультант Плюс в Санкт-Петербурге

Проверка контрагентов: как добиться успеха в обжаловании невозврата НДС

Отправить на печать Распечатать
/ Источник: Петербургский правовой портал
Проверка контрагентов: как добиться успеха в обжаловании невозврата НДС

Смотрите также:

Требования налоговой инспекции о проявлении должной осмотрительности к контрагентам не всегда бывают обоснованы. Иногда налоговики хотят больше, чем положено по закону. Более того, доказанные в суде факты нарушения законодательных норм одной из сторон сделки, не дают возможность признать факт приобретения товаров или услуг недействительным и отказать в возмещении налога. Мы расскажем о таких ситуациях и способах самозащиты.

Контрагенты-"однодневки" являются страшным сном для многих налогоплательщиков. Как говорится: вот так работаешь, платишь налоги, а потом — бац! И обвинение в получении необоснованной налоговой выгоды со стороны ФНС. Налоговики очень не любят возмещать НДС, поэтому стараются найти всевозможные зацепки и поводы для отказа в вычете. Как же доказать обоснованность полученной налоговой выгоды при возврате НДС или при учете расходов для целей налогообложения прибыли, если дело о работе с такими недобросовестными контрагентами все же оказалось в суде? Оказывается, нужно просто знать тактику и стратегию противника, т.е. ФНС и умело использовать ее в свою пользу. Это означает, что для победы необходима профилактика. О ней и поговорим, а также о том, к каким результатам она приводит и сколько денег экономит.

Позиция ФНС по проявлению должной осмотрительности

Инспекции руководствуются критериями самостоятельной оценки рисков, утвержденными ведомственным приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@, а также позицией, изложенной в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды". Именно в этом документе были впервые закреплены основные признаки недобросовестности налогоплательщика и правила их определения, которые до сих пор оцениваются судьями при рассмотрении таких дел. Значит, именно эти документы нужно внимательно изучить и составить собственный план для контроля за партнерами. Это необходимо для обеспечения максимальной безопасности ведения хозяйственной деятельности, а также отсутствия  возможных претензий со стороны ФНС, а также для реальной победы в суде, в случае возникновения необоснованных претензий. 

5 важных шагов для проверки контрагентов

Чтобы обеспечить себе безопасность, исключить вероятность отказов в возмещении НДС и увеличить шансы на выигрыш в суде, в случае обвинений со стороны налоговиков, необходимо соблюдать несложный алгоритм проверки всех своих контрагентов. Всего существует 5 обязательных шагов:

1. Запрос у потенциального контрагента до заключения момента заключения сделки копий таких документов:

  • устава;
  • свидетельства о государственной регистрации;
  • свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • справки об отсутствии задолженности по налоговым платежам.

Дата выдачи двух последних документов должна быть максимально приближена к дате их предоставления. Надо отметить, что наличие таких документов дает реальный шанс отстоять свою позицию в суде и это убедительно доказывает судебная практика. Кроме того, можно дополнительно запросить данные об имущественном положении контрагента, его штатной численности и составе основных средств, а также деловой репутации и опыте работы. Обычно, чем больше сведений запросил налогоплательщик, тем больше вероятность, что будет признано, что он все же проявил должную осмотрительность. 

Если все эти факты будут должны образом проверены, то и суды придут к убеждению о должном соблюдении требований о проявлении осмотрительности при выборе бизнес-партнера. Как например, в постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2012 г. по делу № А74-3599/2011 или постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2013 г. по делу № А12-4942/2013.

2. Проверка потенциального бизнес-партнера с помощью специальных сервисов и на сайте ФНС

Чтобы не полагаться только на ту информацию, которую предоставил сам контрагент, необходимо проверить ее достоверность в других источниках. Так, например, из ЕГРЮЛ можно получить необходимую информацию в режиме онлайн, в частности, для того, чтобы убедиться в том, что не были поданы документы для регистрации каких-либо изменений в учредительных документах или электронном адресе. Также следует удостовериться в том, что в Вестнике государственной регистрации не было опубликовано решение о ликвидации, реорганизации либо сокращении уставного капитала. Важно выяснить не входят ли в состав руководителей или учредителей организации дисквалифицированные лица, а также сверить данные руководства с реестром лиц, отказавшихся от участия (руководства) в организации.

Одним из самых значимых моментов в проверке контрагентов является проверка юридического адреса на массовость и его совпадение (или нет) с фактическим. Правда, для победы в суде этот факт решающим является не всегда. Зачастую судьи указывают, что несовпадение юридического и фактического адресов само по себе не может служить основанием для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов. Например, такие решения принял ФАС СЗО в постановлении от 31 июля 2008 г. по делу № А56-43841/2007, а также в постановлении от 6 ноября 2007 г. по делу № А05-1456/2007.

3. Проверка контрагента на участие в судебных тяжбах, процедуре банкротства и исполнительном производстве

Участие потенциального контрагента в судебных разбирательствах может нанести существенный вред его финансовому состоянию, а значить стать причиной его неблагонадежности в глазах налоговиков. Чтобы убедиться в том, что организация не ведет судебных тяжб достаточно просмотреть картотеку арбитражных дел на специальном сайте в интернете. Там можно получить данные о сути спора и его актуальной стадии.

Кроме того, важно понимать, что бизнес-партнер не находится на пороге банкротства. Такая информация также доступна в публичном доступе. На сайте ФССП РФ можно получить данные о том, не открыто ли в отношении контрагента исполнительное производство. Сведения можно получить как в отношение юридических лиц, так и об индивидуальных предпринимателях. 

4. Запрос годовой финансовой отчетности потенциального контрагента

Ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента можно, ведь она не является тайной и по нормам пункта 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н) должна быть предоставлена для ознакомления заинтересованным лицам. Такие данные бесплатно предоставляет также Росстат на основании  положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 420  и приказа Росстата от 20 мая 2013 г. № 183.

5. Проверка полномочия лица, подписывающего договор

На необходимости такой проверки настаивают как раз суды. Поэтому, признания налогоплательщика добросовестным зачастую зависит именно от наличия всех документов о полномочиях данного лица. Об этом, в частности, сказано в постановлении ФАС ЗСО от 25 мая 2012 г. по делу № А75-788/2011  и постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г. по делу № А46-5720/2013. Особое внимание необходимо проявлять к ситуациям, когда  руководитель уволился или умер, вскоре после подписания документов. В таком случае спасти налогоплательщика в суде сможет только сложившиеся до этого длительные хозяйственные отношения с данным контрагентом (постановление ФАС СКО от 25 апреля 2013 г. № Ф08-1895/13 по делу № А53-12917/2012, постановление ФАС ЗСО от 27 октября 2011 г. № Ф07-8946/11 по делу № А52-4227/2010). Проверка срока полномочий руководителя бизнес-партнера также очень важна. 

Очевидно, что позиции судов по поводу объема действий, которые должен совершить налогоплательщик для проверки добросовестности контрагента, существенно отличаются. Но в целом, очевидно, что чем полнее будет собранная информация, тем выше шанс на победу в суде в деле об отказе в вычете НДС. Хотя в сфере налоговых отношений, как и в остальном поле, действует презумпция невиновности, практика доказывает, что для получения положительного решения о должном проявлении добросовестности налогоплательщикам приходится самостоятельно доказывать свою правоту. Обычно, один только признак недобросовестности контрагента, все же, не является достаточным условием для признания полученной налогоплательщиком налоговой выгоды необоснованной, однако совокупность с другими обстоятельствами может оказаться решающей. 

Итого: проверять контрагента перед сделкой — важно

Проверку можно делать базовую или расширенную. Базово стоить получить сведения о компании на сайте налоговой, в базе данных адресов массовой регистрации, проверить на сайте ФССП, нет ли в отношении руководителя компании исполнительного производства и так далее.

Расширенную серьезную проверку рекомендуется проводить с помощью специальных экспертных систем. Одна из них — Контур. Фокус. Доступ к нему на 7 дней можно получить бесплатно.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.
Поделиться:

комментарии

Чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться

Документы

  • Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.05.2012 по делу N А75-788/2011 Требование: Об отмене решения налогового органа в части. Обстоятельства: Налоговый орган доначислил налог на прибыль, НДС, пени и штраф, ссылаясь на недостоверность сведений в представленных обществом первичных документах по сделкам с контрагентами, которые по месту регистрации не находятся, персонала, основных средств, оборотных активов, транспортных средств и необходимых лицензий не имеют, расчетные счета спорных контрагентов используются для перераспределения денежных потоков между различными организациями. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку реальность осуществления хозяйственных операций не подтверждена, получение обществом необоснованной налоговой выгоды установлено.
  • Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.11.2007 по делу N А05-1456/2007 ИФНС неправомерно доначислила ООО, применяющему УСН, единый налог, поскольку отсутствие поставщиков общества по своим юридическим адресам, непредставление ими бухгалтерской отчетности сами по себе не могут являться доказательствами получения обществом необоснованной налоговой выгоды и не опровергают достоверность представленных ими документов в подтверждение расходов, понесенных по оплате приобретенного товара (пиловочника), и оказанных услуг по модернизации лесопильного цеха.
  • Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.07.2008 по делу N А56-43841/2007 ИФНС неправомерно отказала предпринимателю в возмещении НДС по экспортным операциям, сославшись на непредставление ТТН и актов о приемке товаров и их оприходовании, поскольку факты приобретения, оприходования и реализации товара на экспорт подтверждены имеющимися в материалах дела товарными накладными по форме ТОРГ-12, счетами-фактурами, платежными поручениями и ГТД.
  • Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2013 по делу N А12-4942/2013 Требование: О признании недействительными решений налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
  • Приказ Росстата от 20.05.2013 N 183 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги "Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.11.2013 N 30338)
  • Постановление Правительства РФ от 02.06.2008 N 420 "О Федеральной службе государственной статистики"
  • Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды"
  • Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"
Петербургский правовой портал

PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес


Вопрос юристу
Связь с редакцией
Tweet
Поделиться
+1
Like!
Класс
Свернуть
Наверх

Вопрос-ответ

Помощь опытных
юристов и адвокатов

Экспертный совет

Решение бухгалтерских и правовых
вопросов в профессиональном сообществе

Лучшие специалисты
Более одного ответа
Вы можете задать вопрос бесплатно

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС здесь и сейчас