3299
Оставить комментарий Распечатать

Как ликвидировать ООО: пошаговая инструкция

Размер шрифта:

Как произвести ликвидацию юрлица:

  1. Принять решение общим собранием.
  2. Провести инвентаризацию имущества.
  3. Уведомить кредиторов.
  4. Подготовить ликвидационный баланс.
  5. Осуществить выплаты кредиторам.
  6. Уволить сотрудников.
  7. Направить заявление об исключении из реестра юридических лиц.

Причин для закрытия бизнеса множество, но способа в законодательстве предусмотрено только два — по решению его участников (добровольная ликвидация фирмы) и по решению суда (принудительная). Если ликвидировать общество решили его собственники, есть возможность обратиться за помощью к юристам, специалистам в этой области. Второй вариант — изучить порядок ликвидации юридического лица и все необходимые шаги выполнить самостоятельно. Остановимся на наиболее значимых моментах процедуры закрытия.

Пошаговая инструкция, как ликвидировать ООО

1 этап. Принятие решения

Начинается процесс с принятия соответствующего решения. В случае добровольного прекращения деятельности решение об этом принимает общее собрание участников (учредителей). Процедура, предшествующая проведению общего собрания участников по теме ликвидации, не отличается от процедуры созыва собраний для решения других вопросов. Потому документы, составляемые для такого собрания, не отличаются по форме от документов, которые необходимо готовить для созыва любых общих собраний участников.

Если учредитель один, он самостоятельно принимает решение о закрытии компании. Вот для примера образец решения о ликвидации ООО с одним учредителем в 2024 году, подготовленный с учетом действующего законодательства:

2 этап. Инвентаризация

На этом этапе проводят инвентаризацию имущества общества, которое находится в стадии закрытия. Обязательно составляют приказ о формировании комиссии по инвентаризации, ее сроках и порядке проведения. По итогам оформляют инвентаризационные описи или акты инвентаризации, ведомость результатов, выявленных инвентаризацией. Нормативный акт, которым необходимо руководствоваться при проведении инвентаризации на этом этапе, — Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49.

3 этап. Общее собрание

Следующим шагом является оформление решения общего собрания участников общества о закрытии предприятия соответствующим протоколом. Одновременно определяется состав ликвидационной комиссии или назначается ликвидатор. С этого момента полномочия по управлению деятельностью компании передаются комиссии или ликвидатору. Ликвидацию проводят эти лица. Полномочия директора прекращаются.

После этого необходимо известить Федеральную налоговую службу о ликвидации по форме № Р15016, утвержденной Приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@. На основании п. 1 ст. 62 ГК РФ, такое уведомление необходимо направить в регистрирующий орган в срок не более трех дней с даты принятия решения о прекращении работы. Несоблюдение этого срока и непредоставление необходимых сведений наказывается по ч. 3 и ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ. С момента регистрации уведомления налоговики уточняют в базах данных, что юридическое лицо приняло решение о закрытии.

4 этап. Уведомление кредиторов

Далее уведомляются кредиторы и работники предприятия. Порядок этой процедуры предусмотрен п. 1 ст. 63 ГК РФ и Трудовым кодексом РФ. Ликвидационная комиссия размещает в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о закрытии фирмы и ликвидации ее, как юрлица, о порядке и сроке заявления требований ее кредиторами (этот срок — не менее двух месяцев с момента публикации). Комиссия дополнительно самостоятельно выявляет кредиторов организации, исходя из документации.

Образец публикации в печати

До наступления следующего этапа проходит минимум два месяца, в течение которых ликвидируемое общество ждет предъявления требований кредиторов. Последним дается время на обращение и защиту своих прав. Процедура рассмотрения обращений кредиторов законодательно не установлена, поэтому общество само определяет, каким образом вести учет предъявляемых претензий и рассматривать их.

5 этап. Ликвидационный баланс

После истечения срока на предъявление претензий кредиторов общество составляет промежуточный ликвидационный баланс. Его форма не утверждена, но налоговики рекомендуют использовать бланк обычного бухгалтерского баланса, утв. Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н, с соответствующей пометкой («Промежуточный ликвидационный баланс» либо «Ликвидационный баланс»). В письме от 07.08.2012 № СА-4-7/13101 ФНС напоминает, что такой баланс готовят по всем правилам бухгалтерского учета.

На уровне закона установлен и перечень обязательных сведений, которые необходимо включить в ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 ГК РФ):

  • сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
  • перечень предъявленных кредиторами требований;
  • результаты рассмотрения требований;
  • требования, удовлетворенные вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс подлежит утверждению общим собранием участников, и о факте его составления уведомляется налоговый орган. Для этого используется та же форма уведомления, что и при принятии решения о ликвидации компании ООО — № Р15016, но в п. 2 (причина предоставления заявления (уведомления)) указывают уже цифру 4 — «составление промежуточного ликвидационного баланса».

6 этап. Выплаты кредиторам

На этой стадии происходит выплата денежных средств кредиторам. Очередность выплат установлена ст. 64 ГК РФ, общество при выплатах руководствуется утвержденным промежуточным ликвидационным балансом. После выплат кредиторам общества следует обратить внимание на обязанность уведомить о прекращении деятельности Пенсионный фонд РФ. Этап заканчивается составлением ликвидационного баланса. Иногда юридическое лицо проводит перед этим повторную инвентаризацию.

К ликвидационному балансу стоит подойти со всей ответственностью, т. к. в судебной практике имеется много споров, где запись в реестре о ликвидации общества признается недействительной по причине отсутствия ряда сведений в ликвидационном балансе.

Утверждение ликвидационного баланса является исключительной компетенцией общего собрания участников.

7 этап. Распределение имущества организации

На заключительной стадии между собственниками предприятия распределяется имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, происходит увольнение всех сотрудников, вносится запись о ликвидации общества в Единый государственный реестр юридических лиц.

Увольнение сотрудников

Необходимо строго соблюдать пошаговую инструкцию о ликвидации предприятия в 2024 году, а особое внимание необходимо уделить своевременному увольнению работников и уведомлению службы занятости. Если не соблюдены все гарантии работников, ликвидацию посчитают незаконной.

Уведомляют сотрудников о закрытии не менее чем за 2 месяца до даты расторжения с ними трудовых договоров. Не забудьте выплатить положенные компенсации, выдать необходимые документы и сделать отметку в трудовой книжке, что увольнение производится в связи с ликвидацией.

Нюансы принудительной ликвидации

Процедура принудительного закрытия организации (по решению суда) практически не отличается от вышеописанной процедуры. Здесь основной правовой нормой является п. 3 ст. 61 ГК РФ, где перечислены случаи, когда деятельность общества прекращают в принудительном порядке. В решении о ликвидации суд вправе возложить обязанности по осуществлению всех необходимых мероприятий на участников общества или на орган, уполномоченный на такую процедуру по учредительным документам.

ВАЖНО!
Принудительную или добровольную ликвидацию юридического лица следует отличать от банкротства ООО. В случае банкротства порядок прекращения деятельности устанавливается Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Если на этапе ликвидации, когда происходит удовлетворение требований кредиторов, имеющихся средств недостаточно, ликвидация прекращается, а комиссия или ликвидатор обращается в суд в целях признания должника банкротом. ИФНС вправе провести проверку после получения такого уведомления. Если выявят задолженности, налоговая ликвидацию ООО не допустит до тех пор, пока налогоплательщик не выплатит все долги и штрафы.

Ответственность ликвидационной комиссии и ликвидатора

В процессе ликвидации необходимо строго придерживаться требований закона. В случае их нарушения перечисленных лиц привлекут к ответственности:

  • при причинении убытков кредиторам или участникам общества появится обязанность возместить ущерб на основании ст. 53.1 и ст. 64.1 ГК РФ. При нарушении правил ликвидации члены комиссии несут ответственность солидарно;
  • при обнаружении недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов необходима подача заявления в Арбитражный суд. Если этого не сделано в ходе ликвидации, в соответствии со ст. 399 ГК РФ и норм ФЗ «О банкротстве», привлекут к субсидиарной ответственности при недостаточности имущества самого ООО;
  • если есть признаки банкротства, но происходит в ходе ликвидации организации сокрытие имущества или его уничтожение, привлекут к уголовной ответственности по ст. 195 УК РФ.

Заключение

Ликвидация любой организации производится в порядке, установленном законом. Но, в зависимости от ее условий, процедура может быть как проблемной и затратной, так и достаточно простой.

При обращении к юристам в целях ликвидации вашей организации следует учитывать, что стоимость услуги зависит от объема работы. Например, в рекламных объявлениях по Москве заявлено, что процедура обойдется в сумму от 10 000 рублей, но речь идет о простейших случаях, когда нет сотрудников и долгов. При таких обстоятельствах провести ликвидацию несложно и самостоятельно. За предварительной консультацией по набору документов рекомендуем обратиться в налоговую инспекцию, все равно весь процесс контролирует ИФНС.

Может пригодиться:

  • 2022-03-28 11:19:06
    Учтите: и при добровольной ликвидации юридического лица, и при принудительной компании придется заплатить госпошлину в размере 800 рублей. Кроме того, если вы подаете документы в ИФНС на бумаге, подпись в заявлении по форме Р15016 необходимо заверять нотариально, что обойдется примерно в 1500 рублей. Немного удастся сэкономить, если бумаги подавать в налоговую в электронном виде, подписывая их усиленной квалифицированной подписью.
Оставить комментарий Распечатать
Гурьянова Нелли