Перейти на мобильную версию
Помогаем преодолевать трудности

«Упрощение» бухгалтерского учёта и вопросы формирования учётной политики

«Упрощение» бухгалтерского учёта и вопросы формирования учётной политики

Смотрите также:

Первая часть статьи К. Пляса. Кто имеет право на упрощенное ведение бухгалтерского учета

Прошло чуть больше года с тех пор, как Минфин РФ (06.04.2015 ) принял Приказ № 57н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учёту», главным результатом которого стало массовое вымарывание из всех ПБУ понятия «субъекты малого предпринимательства»,заменённого на «организации, имеющие право применять упрощённые методы ведения бухгалтерского учёта».   Эта, казалось бы, чисто косметическая мера привела к тому, что многие организации, относящиеся по критериям статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к малым предприятиям, но подпадающим под обязательный аудит согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (при этом абсолютно не важно, проходили они аудиторскую проверку или злостно от неё уклонялись), внезапно оказались перед необходимостью срочно менять правила ведения бухгалтерского учёта в сторону расширения спектра раскрываемой учётной информации. Откровенно говоря, многие организации этого просто не заметили, и продолжали вести учёт по старинке, как будто никакого Приказа № 57н и в природе не существовало. Разумеется, результаты не могли не сказаться. В отрицательном смысле. На бухгалтерской отчётности. Которая перестала быть полностью достоверной в виду отсутствия в ней данных о разницах между бухгалтерским и налоговым учётом, а также об оценочных обязательствах (как минимум)… На дворе уже 2016 год, а некоторые путаники до сих пор не в курсе, что права на упрощённое ведение бухгалтерского учёта они уже давно лишены. Их задача на ближайший год – перестать дурить и начать вести бухгалтерский учёт по правилам, установленным ПБУ в их нынешней редакции, а не так, как привыкли.

С теми, кто обязан вести учёт «по-взрослому», то есть в полном объёме и без всяких поблажек, разобрались. Теперь поговорим о тех, кто имеет право вести учёт по упрощённой схеме. На всякий случай, ещё раз напомню – право на ведение бухгалтерского учёта по упрощённой схеме имеют право организации, поименованные в пункте 4 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (субъекты малого предпринимательства; некоммерческие организации; организации, получившие статус участников проекта «Сколково»), но не являющиеся (согласно пункту 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ):

  • организациями, бухгалтерская (финансовая) отчётность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • жилищными и жилищно-строительными кооперативами;
  • кредитными потребительскими кооперативами (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
  • микрофинансовыми организациями;
  • организациями государственного сектора;
  • политическими партиями, их региональными отделениями или иные структурными подразделениями;
  • коллегиями адвокатов;
  • адвокатскими бюро;
  • юридическими консультациями;
  • адвокатскими палатами;
  • нотариальными палатами;
  • некоммерческими организациями, включенными в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Так вот – для вышеуказанных организаций Минфин преподнёс в 2016 году подарок, введя новые возможности для упрощения бухгалтерского учёта. 16 мая 2016 года был принят Приказ № 64н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учёту». Изменениям подверглись положения сразу четырёх ПБУ - ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов», ПБУ 6/01 «Учёт основных средств», ПБУ 17/02 «Учёт расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» и ПБУ 14/2007 «Учёт нематериальных активов». Давайте подробно рассмотрим внесённые изменения.

Сначала поговорим об учёте МПЗ. Вот как раньше было? Все организации (без исключения!) формировали фактическую себестоимость приобретённых материальных ценностей исходя из абсолютно всех расходов на их приобретение (согласно пунктам 5 и 6 раздела II ПБУ 5/01). Тут тебе и транспортно-заготовительные расходы (ТЗР), и информационно-консультационные, и таможенные пошлины, и невозмещаемый НДС… Да мало ли таких расходов! Для организации обычно формирование фактической себестоимости МПЗ – сущее наказание. Поди-ка вычисли все расходы, связанные с приобретением материалов! Обязательно что-нибудь, да упустишь. Особенно, когда бухгалтерия маленькая, а операций много. «Бухгалтерским упрощенцам» в этом вопросе решили помочь - раздел II ПБУ 5/01 был дополнен пунктом 13.1, согласно которому они теперь могут ставить МПЗ на учёт по цене приобретения у поставщика. А иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ, стало возможным включать в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

Весьма кардинально изменили для «бухгалтерских упрощенцев» и порядок списания расходов на приобретение МПЗ в состав расходов. Согласно пункту 13.2 они могут больше не вести бухгалтерский учёт остатков материалов на складе. Вообще! Вы только представьте – покупает условное ООО «Винтик и Шпунтик продакшн», занимающееся изготовлением, скажем, бытовых приборов по индивидуальным заказам, материалы сразу на полмиллиона рублей. Раньше нужно было в обязательном порядке заниматься учётом остатков этих материалов по местам хранения (или ответственным лицам), формировать учётные регистры, сверять фактические остатки по данным инвентаризации с учётными данными, выбирать метод списания стоимости материалов на затраты. А теперь ничего этого делать не нужно. Поступили материалы в организацию, их оприходовали на балансовый счёт 10... И можно тут же всю стоимость приобретённых МПЗ списать на расходы! Класс!!!.. Нет, конечно, с точки зрения сохранности материальных ценностей было бы крайне желательно продолжать вести учёт тех материалов, которые в производстве ещё не использованы. Но это уже оперативный, а не бухгалтерский учёт. А по данным бухгалтерии и, соответственно, бухгалтерского баланса, таких активов у организации уже нет. Просто замечательно. И, главное, удобно.

При этом в данном вопросе существуют нюансы. В любом случае право на полное и мгновенное списание стоимости приобретённых МПЗ в состав расходов имеют только микропредприятия (напомним, если кто забыл, что к данной категории относятся субъекты малого предпринимательства с численностью не более 15 человек и с доходом, полученным от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год по всем осуществляемым видам деятельности и по всем налоговым режимам не более 120 млн. руб. (согласно подпункту 2 «б» пункта 1.1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ и пункту 1 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»)). Что же до остальных «бухгалтерских упрощенцев», то они имеют право на указанную льготу только в том случае, если «характер деятельности такой организации не предполагает наличие существенных остатков материально-производственных запасов» (выдержка из абзаца 2 пункта 13.2 раздела II). Немного загадочная фраза. Что значит «не предполагает»? Как мне кажется, речь тут идёт о том, необходимы ли организации на постоянной основе МПЗ в качестве остатков на складе (либо в «центрах ответственности» у должностных лиц) или нет. На этот вопрос может ответить только сама организация. Потому что только её руководству ведомо, что для организации существенно, а что нет. Ну, а о том, что организация должна закладывать информацию об уровне существенности в свою учётную политику, мы уже говорили не раз и не два. И даже не три…

Ещё одна преференция в части единовременного списания стоимости МПЗ в состав расходов дарована «бухгалтерским упрощенцам» пунктом 13.3 раздела II – теперь они может признавать расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления). Какие это расходы? Ну, сами знаете какие – бумага, картриджи, ручки, карандаши, компьютерные прибамбасы и т.п. Правда, многие организации и раньше так делали, но их за это поругивали, а иногда даже штрафовали. А теперь это стало можно. Весьма ощутимый плюс.

Продолжение

  • «Упрощение» бухгалтерского учёта и вопросы формирования учётной политики (часть 2) 

  • Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

    комментарии

    Чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться
    Петербургский правовой портал

    PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес


    Вопрос юристу
    Связь с редакцией
    Tweet
    Поделиться
    +1
    Like!
    Класс
    Свернуть
    Наверх

    Вопрос-ответ

    Помощь опытных
    юристов и адвокатов

    Экспертный совет

    Решение бухгалтерских и правовых
    вопросов в профессиональном сообществе

    Лучшие специалисты
    Более одного ответа
    Вы можете задать вопрос бесплатно

    ЗАДАЙТЕ ВОПРОС здесь и сейчас