Операции с бюджетными деньгами. Управление счетами
Обновленная редакция статьи 95 Бюджетного кодекса РФ гласит, что в состав операций по управлению остатками средств на едином счете по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации необходимо отныне включать все операции по управлению остатками средств на едином счете, осуществляемые в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Новое требование распространяется только на субъекты, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций и субсидий, предоставляемых из Инвестиционного фонда) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ.
В статье 156 Бюджетного кодекса РФ уточняется название. Теперь ее нормы будут касаться не только кредитных организаций, но и всех остальных. В ней также появляется новый пункт, позволяющий Федеральному казначейству открывать счета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в кредитных организациях, клиринговых организациях и депозитариях для осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета. Указанные счета должны будут обслуживаться бесплатно.
Кроме того, в соответствии с законом от 03.07.2016 N 345-ФЗ
в п.5 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ уточняются правила возврата неиспользованных в текущем финансовом году межбюджетных трансфертов в форме субсидий или субвенций. Если главный администратор бюджетных средств решит, что они необходимы для финансового обеспечения расходов, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов, то их вернут в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены. При этом такие решения должны будут приниматься правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и местной администрацией.
Расширение полномочий
Еще одна поправка, вступившая в силу с 4 июля, касается перехода полномочий от Росфиннадзора к Федеральному казначейству в связи с упразднением первой службы. Теперь именно Федеральное казначейство станет органом финансового контроля, которое осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, проводит внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений, анализирует исполнение бюджетных полномочий, проверяет годовые отчеты об исполнении бюджетов субъектов, запрашивает документы для проведения контрольных мероприятий. Все статьи и нормы, регулировавшие деятельность Федеральной службы финансово-бюджетного надзора признаны утратившими силу.
Одновременно Федеральному казначейству добавляют новые полномочия – составлять и представлять в Минфин информацию по статистике государственных финансов, мониторить операции со средствами бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, проводить кассовые операции на счетах за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ.
В новой редакции Бюджетного кодекса уточняются также полномочия Министерства финансов. К существующим функциям добавляется:
-
разработка и установка методологии порядка формирования информации по статистике государственных финансов;
-
контроль за тем, чтобы главные распорядители средств федерального бюджета обосновывали ассигнования по установленным требованиям;
-
методическое обеспечение осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита распорядителями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета, которые не являются органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля;
-
утверждение стандартов осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (совместно с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления).
Требования к документам
Согласно новой редакции Бюджетного кодекса, теперь все нормативные правовые акты, в том числе муниципальные, которые регулируют предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Соответствующие поправки внесены в статью 78 Бюджетного кодекса РФ.
Вместе с тем Федеральный фонд обязательного медицинского страхования должен заключать с учредителями и непосредственно бюджетными и автономными учреждениями, управляемыми федеральными органами исполнительной власти, типовые формы соглашений о предоставлении субсидий на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования.
Еще больше обновлений кодексов и обзоров законодательства в специальном
на Петербургском правовом портале.