219
Оставить комментарий Распечатать

Конституционный суд начал рассматривать жалобу на систему "Платон"

Размер шрифта:
14 апреля состоялось заседание Конституционного Суда РФ по запросу группы депутатов Государственной Думы о соответствии Основному закону России порядка взимания платы за проезд грузовиков по федеральным трассам. Стало известно, что чиновники не считают такие сборы налогом.

На систему «Платон», задача которой собирать с владельцев грузовиков плату за «возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования», в Конституционный Суд РФ пожаловались

 представители партии КПРФ. Претензий было озвучено две:

  • сборы за проезд фактически являются скрытым налогом, не регламентированным Налоговым кодексом РФ. 

  • размер штрафов для водителей, которые отказались платить в систему «Платон», первоначально были записаны не в Кодексе об административных правонарушениях, а в постановлении правительства России № 504.

Материал по теме

Законность системы взимания платы с грузовиков "Платон" оценят Конституционный и арбитражный суды

Правительство еще в 2013 году приняло решение о сборах за проезд грузовиков установило тариф (который потом неоднократно менялся) и заключило концессионное соглашение с оператором системы «Платон» на ее разработку и обслуживание. Коммунисты уверены что таким образом правительственные чиновники вышли за пределы своих полномочий. Поэтому в декабре 2015 года в запросе под которым стояло 92 подписи депутатов, попросили КС РФ дать оценку соответствия Конституции РФ норм статьи 12.21.3 Кодекса об административных правонарушениях, статьи 311 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" и постановления Правительства РФ от 14 июня 2013 года № 504 "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн".

Как рассказал представитель КПРФ в Конституционном суде Юрий Синельщиков перед началом заседания,

задача этого запроса защитить дальнобойщиков от произвола.

[C=1665]

Коммунисты убеждены, что все документы, регламентирующие деятельность системы «Платон» надо просто отменить. Возместить потери бюджета можно будет за счет усовершенствования администрирования транспортного налога и акцизов на топливо.

С такой позицией, ожидаемо, не согласились представители Правительства России, в частности Минфина, которые также пришли в КС РФ отстаивать свою правоту. Чиновники пояснили, что плата за проезд большегрузов налогом не является. Это всего лишь обязательный сбор, который кабмин имел право ввести самостоятельно. Система «Платон», конечно, работает не идеально, однако деньги собирает исправно. Именно этой позиции придерживался в своем выступлении полномочный представитель Правительства России в Конституционном Суде РФ Михаил Барщевский.

[C=1666]

Ему вторили представители Минэкономразвития, которые принесли в суд документальные подтверждения успешной работы аналогичных систем сбора за проезд с большегрузов в Германии, во Франции, Австрии и других странах, включая Латвию и Литву. Чиновники заверили судей, что в России с системой «Платон» возникло меньше проблем при запуске, а тарифы для грузовиков существенно ниже, чем в других странах. Кроме того, чиновники пообещали судьям, что для владельцев грузового транспорта скоро примут поправки в Налоговый кодекс, гарантирующие им право на вычет по транспортному налогу в размере суммы уплаченного сбора.

Сами судьи пока своей позиции не высказали. Однако к чиновникам и оператору системы «Платон», компании «РТ-Инвест Транспортные системы» вопросы у них были. В частности, судья-докладчик по делу Ольга Хохрякова спросила у представителей компании, что будет с деньгами владельцев большегрузов, которые собирает на свои счета компания, если она, к примеру, неожиданно обанкротится. На что чиновники разъяснили, что оператор «Платона» и так не имеет права на эти миллиарды рублей, поскольку выступает просто техническим агентом по их сбору и передаче в бюджет. Заинтересовал судей и процесс выбора компании на роль оператора, который, как известно, прошел без всякого конкурса.

Выслушав все стороны, мнения и пояснения Конституционный Суд удалился для принятия решения. На это понадобится примерно две недели, и оно будет принято в закрытом режиме, а позже провозглашено публично. Петербургский правовой портал продолжает следить за развитием событий.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай