1. Как в Федеральном законе № 44-ФЗ:
П.1 статьи 7. Принципы открытости и прозрачности
1. В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Данный принцип предполагает размещение информации о закупках в единой информационной системе (ЕИС).
Как на деле:
Зачастую закупки с большим бюджетом оказываются уже распределенными. Каким-то образом некоторые участники начинают готовить документацию еще до размещения заказа, и,соответственно, оказываются в более выигрышном положении, чем конкуренты. Не секрет, что многие закупки проводятся в сжатые сроки, в условиях, когда выполнение работ, оказание услуг или приобретение товаров находится на контроле вышестоящих госструктур. В таких ситуациях заявки готовятся в ускоренном режиме, и, конечно, более осведомленные участники оказываются в выигрышном положении. Либо «нужные» участники чуть более информированы по вопросу правильности оформления тех или иных документов, необходимых для прохождения конкурсного отбора. Иногда минимальные преимущества играют решающую роль. Доказать нарушения принципа открытости и прозрачности на деле практически нереально.
2. Как в Федеральном законе № 44-ФЗ:
Статья 8. Принцип обеспечения конкуренции
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и не ценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Как на деле:
Формулировки данной статьи по большей степени декларативны. Законодатель предполагает, что обеспечение выполнения данного принципа – запрет на любые действия, ограничивающие конкуренцию и нарушающие Федеральный закон № 44-ФЗ. Примечательно также, что никакой конкретной ответственности закон о закупках за нарушение данного принципа не устанавливает. Поэтому, конечно же, принципы обеспечения конкуренции на практике нарушаются.
Компания, решившая принять участие в закупочных процедурах, может быть лучшей по категориям цены, опыта работы по аналогичным позициям, но есть ряд иных категорий оценки, где получение низкого балла практически лишает ее шанса на победу.
Обращения в УФАС или суды не всегда приводят к желаемому для проигравшего участника результату. Например, заявитель обратился в ФАС России с жалобой на действия комиссии по определению победителем ООО. Заявитель считал, что заказчик создал преимущественные условия участия в конкурсе ООО и ограничил конкуренцию при проведении закупочных процедур тем, что включил определенные требования по критерию «опыт участника»,чем создал преимущества для ООО. По данному критерию, по мнению заявителя, участнику ООО было необоснованно присвоено большее количество баллов. Уполномоченный орган и заказчик не признали требования обоснованными. ФАС указала, что принцип открытости и прозрачности в полной мере соблюден, так как извещение и проведении конкурса и документация опубликованы на сайте, здесь же был выложен протокол о результатах проведенной закупочной процедуры. Были также исследованы критерии, по которым проводилась оценка поданных заявок, но в результате все доводы жалобы были признаны необоснованными. УФАС не нашла доказательств нарушения конкуренции и нарушения принципов законодательства о закупках (решение УФАС по Калининградской области от 05.11.2014 № КС-336/2014). И такие дела не единичны.
3. Как в Федеральном законе № 44-ФЗ:
Статья 10. Принцип стимулирования инноваций
Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Как на деле:
Зачастую государственные заказчики, оформляя заказ, стремятся получить что-то новое и яркое, а до участников спускают что-то уже частично оформленное и привычное. Иными словами, с помощью участника необходимо довести проект до состояния, приемлемого для представления начальству. В условиях, когда в госструктурах невозможно найти лицо, принимающее конкретное решение, невозможно понять, заинтересован ли данный конкретный заказчик именно в решении проблемы, а не в ее имитации для«галочки», и об инновациях речи не идет.
Кроме того, заказчик, выполняя приоритет на закупки высокотехнологичной и инновационной продукции, вправе указать требуемые ему технические характеристики закупаемых объектов в конкурсной документации. Но подходящих производителей (поставщиков, продавцов)именно таких товаров может оказаться немного. УФАС придерживается позиции, что участие единственного производителя поставляемого по закупке товара не является ограничением количества участников закупки, которые могли бы принять участие в закупке (решение Курганского УФАС России от 01.09.2015 по жалобе № 05-02/158-15).
4. Как в Федеральном законе № 44-ФЗ:
Закон содержит и некоторые иные принципы закупок – например, принцип эффективности осуществления закупок, принцип персональной ответственности должностных лиц заказчиков за соблюдение положений законодательства о закупках (ст. 12 Федерального закона №44-ФЗ).
Как на деле:
Данные принципы также являются примерами исключительно декларативных норм. Кроме того, в законодательстве отсутствует понятие «персональная ответственность».
Непонятно, как оценивать на деле, насколько эффективной конкретная закупка оказалась для заказчика. Никаких критериев оценки эффективности в законе о закупках нет. А ученые-теоретики до сих пор спорят, идентичны ли понятия «эффективность» и«результативность». Представляется, что это скорее выбор наилучшего поставщика(исполнителя, изготовителя) по соотношению цены и качества. Но это, опять же, общие фразы, под которыми кроется множество вопросов на практике, множество заседаний УФАС, нервов участников закупок…
Итак, мы видим, что принципы, провозглашенные основным законом о закупках для государственных и муниципальных нужд, не подкрепляются конкретными гарантиями. На деле нет механизма, как именно их реализовывать, как оценивать некоторые прописанные критерии. По этим причинам некоторые нормы просто «не работают», а часть остаются простыми декларациями.
Федеральный закон № 44-ФЗ