187
Оставить комментарий Распечатать

Изменения в АПК РФ и КАС РФ

Размер шрифта:
16 марта 2016 года вступили в силу новые редакции Кодекса административного судопроизводства и Арбитражного процессуального кодекса. Поправки касаются особенностей оспаривания нормативных актов министерств и ведомств, содержащих разъяснения законодательства.

16 марта 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 15.02.2016 N 18-ФЗ, который внес поправки в Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Кодекс административного судопроизводства РФ в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов. В частности, речь идет об оспаривании писем Минфина и нормативных актов других органов, которые содержат разъяснения законодательства и являются обязательными к применению.

Изменения в АПК РФ

В статью 29 АПК РФ, регулирующую подведомственность экономических споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, добавлен новый пункт 1.2, в соответствии с которым административные споры, связанные с оспариванием актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, отнесены к компетенции Суда по интеллектуальным правам. В силу новой редакции статьи 34 АПК РФ, арбитражные суды должны рассматривать дела "об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".

Глава 23 АПК РФ получила новое название "Рассмотрение Судом по интеллектуальным правам дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами". В эту главу добавлена новая статья 195.1 АПК РФ, регулирующая порядок рассмотрения дел об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами. В ее новелле сказано, что споры подобного рода Суд по интеллектуальным правам должен установить, обладает ли оспариваемый акт нормативными свойствами, которые позволяли бы применять его неоднократно в качестве общеобязательного предписания, а также соответствуют ли положения оспариваемого акта разъясняемым им нормам законодательства.

Кроме того, статьей 195.1 АПК РФ определено, что Суд по интеллектуальным правам может принять по итогам рассмотрения одно из двух решений:

  • признать оспариваемый акт полностью или в части не обладающим нормативными свойствами и соответствующим разъясняемым им требованиям законодательства;

  • признать оспариваемый акт полностью или в части не соответствующим разъясняемым им требованиям законодательства, устанавливающим не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила, вследствие этого признать этот акт не действующим полностью или в части.

Новой редакцией статьи 196 АПК РФ определено, что решение Суда по интеллектуальным правам по делу об оспаривании нормативного правового акта или по делу об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, вступившее в законную силу, подлежит немедленному направлению в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти государственного учреждения - издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, а также во все официальные издания федеральных органов исполнительной власти и другие официальные издания, в которых ранее был опубликован данный акт. Решение суда подлежит незамедлительному опубликованию в этих изданиях.

Изменения в КАС РФ

В новой редакции статьи 1 КАС РФ определено, что кодекс, в том числе, регулирует оспаривание актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами. Статьей 20 КАС РФ подсудность таких дел отнесена к компетенции Верховного суда РФ. Поэтому, в статье 21 КАС РФ определено, что Верховный суд рассматривает дела, связанные с оспариванием

актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

В статье 62 КАС РФ регламентировано, что обязанность доказывания законности и обоснованности таких нормативных актов лежит на органах власти и самоуправления, которые их издали. В силу статьи 128 КАС РФ суд может отказать в принятии административного иска по оспариванию таких актов, в случае, если в нем не будут приведены обстоятельства, при которых оспариваемый документ нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Статьей 194 КАС РФ предписано, что производство по делу об оспаривании нормативных актов подлежит прекращению, если существует другое судебное решение, уже вынесенное в отношении оспариваемого документа.

Глава 21 КАС РФ изменила название на "Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами". В нее добавили новую статью 217.1 КАС РФ, которая будет регламентировать порядок рассмотрения подобных споров. По своим положениям она сходна со статьей 195.1 АПК РФ.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай