132
Оставить комментарий Распечатать

Крупные банковские вклады планируют изымать для оздоровления банков

Размер шрифта:
Минфин рассматривает возможность изъятия крупных вкладов частных лиц для конвертации в банковский капитал.

Заместитель министра финансов Алексей Моисеев не видит разницы между физическими и юридическими лицами по сути экономической деятельности, если речь идет о крупных депозитах (размером от 100 миллионов рублей). По словам чиновника, которого цитирует РБК , пока нет точного понимания о предельной сумме вклада - будет ли это миллиард или 100 млн руб. Так или иначе, деньги частных вкладчиков предлагается принудительно конвертировать в капитал проблемных банков для их финансового оздоровления.

С точки зрения банковской терминологии, механизм, разрабатываемый Минфином, называется bail-in. Это использование средств вкладчиков кредитно-финансовой организации при реструктуризации долгов. На данный момент такая практика не предусмотрена российским законодательством. В практике регулирования деятельности российских банков он еще не применялся. Однако выяснилось, что уже второй год продолжаются разговоры о том, чтобы именно таким образом закрывать бреши, всё чаще возникающие в капиталах банков, которые ещё вчера казались вполне респектабельными. Впрочем, заместитель председателя центробанка Михаил Сухов надеется, что уже в 2016 году этот механизм заработает. Представитель руководства российской банковской системы не скрывает, что принудительное использование средств кредиторов для решения проблем неустойчивых банков нужно для того, чтобы минимизировать масштабные расходы государства и при этом сохранить доверие кредиторов к деятельности банка. Иначе говоря, Сухов рассчитывает на доверие вкладчиков, у которых отберут деньги ради повышения доверия.

Особенно актуальной тема изъятия частных денег на общие нужды стала на фоне роста затрат Агентства по страхованию вкладов. Для справки: лишь за декабрь 2015 года АСВ обратилось в Центробанк с просьбой дополнительно выделить 140 миллиардов рублей для финансирования выплат возмещений по вкладам. Между тем в одном только Внешпромбанке размер «дыры» превысил 187 млрд. За весь же 2015 год, федеральный регулятор лишил лицензий свыше 60 кредитных организаций. Нынешний год может оказаться еще тяжелее: глава СБ Герман Греф опасается, что без лицензии может остаться каждый десятый российский банк.

Между тем ничего против практики bail-in не имеет и глава ЦБ Эльвира Набиуллина. По ее мнению, использование этого механизма в ряде случаев позволит не отзывать лицензию, а сохранить банк с перспективой роста платежеспособности.

Алексей Моисеев из Минфина говорит, что на отработку и обсуждение применения этой практики с ключевыми игроками у ведомства Антона Силуанова есть еще несколько недель. На первом этапе предполагается распространить механизм bail-in только на фирмы и компании. С учетом же российской действительности вкладчикам уже сегодня следует задуматься над тем, что завтра может остаться от кровно заработанных денег. Практически нет сомнений в том, что если этот замысел будет реализован, то отток вкладов из отечественных банков в частности (и денег из России в целом) многократно усилится.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай