138
Оставить комментарий Распечатать

Отказ от круглой печати: стоит ли спешить

Размер шрифта:
Изучаем поправки в Законы о хозяйственных обществах

Закон от 06.04.2015 N 82-ФЗ

Наличие круглой печати у организации - для любого бухгалтера нечто само собой разумеющееся. Однако с 7 апреля 2015 г. вступили в силу прямо-таки революционные поправки в Законы об ООО и АО, которые, по большому счету, относят вопрос о наличии печати на усмотрение самой организации.

Основная идея в том, что печать - реквизит устаревший и ненадежный. Ее легко подделать либо ею может воспользоваться в своих интересах неуполномоченное лицо. Печать на документе создает лишь иллюзию его подлинности, чем нередко пользуются мошенники. Кроме того, сегодня активно развивается электронный документооборот: декларации сдаются по телекоммуникационным каналам связи, платежки отправляются через систему "Клиент-банк", общение с госорганами, судами и контрагентами также зачастую идет через Интернет.

Печать не отменили, но, по сути, решили сделать этаким необязательным дополнительным реквизитом документа: хотите - ставьте, хотите - нет. Рассмотрим все по порядку.

В чем суть новых правил

Итак, ООО (АО) теперь могут выбирать п. 7 ст. 2 Закона от 26.12.95 N 208-ФЗ; п. 5 ст. 2 Закона от 08.02.98 N 14-ФЗ:

  • <или> общество совсем отказывается от печати - тогда она не ставится нигде;

  • <или> общество не отказывается от печати - тогда печать нужна только там, где федеральный закон требует ее проставить (известные нам случаи вы можете видеть в таблице). В других ситуациях печать тоже можно использовать, но это не обязательно.

Сделанный выбор должен быть отражен в уставе.

Отметим, что в отдельных случаях федеральный закон может и не ставить обязанность использовать печать в зависимость от ее наличия в организации. Тогда права выбора нет - без печати организация не сможет работать. На сегодня в качестве примера мы пока можем назвать только оценщиков - печать нужна на отчете об оценке объекта ст. 11 Закона от 29.07.98 N 135-ФЗ. Кроме того, предложено дополнить Закон об оценочной деятельности нормой об обязанности организаций-оценщиков иметь и использовать печать.

Как нужно редактировать устав

Общество не отказывается от печати

У многих организаций про печать в уставе написано. Поэтому просто проверьте текст: в уставе должно быть сказано о наличии печати, а не о праве общества ее иметь. Формулировка может быть, например, такая.


"Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения"


ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ


Нужно следить за принятием федеральных законов, которые могут обязать вашу компанию использовать печать.

Отметим, что мы привели в качестве примера старую формулировку закона. Сейчас никаких требований к содержанию (а также к форме, цвету, размеру) оттиска печати нет. Так, указывать место нахождения организации совсем необязательно. Да и в уставе нужно только сказать, что у вас есть печать. Перечислять, какие сведения на ней отражаются, не требуется.

Если записи о печати нет либо в уставе сказано о праве общества иметь печать, внесите изменения. Сроков для этого нет, но лучше не затягивать. Текст изменений нужно утвердить на общем собрании и зарегистрировать в ЕГРЮЛ подп. 2 п. 2 ст. 33 Закона от 08.02.98 N 14-ФЗ; подп. 1 п. 1 ст. 48 Закона от 26.12.95 N 208-ФЗ; подп. "е" п. 1, п. 5 ст. 5 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ. Если формулировка правильная - ничего не меняйте.

Общество отказывается от печати

Внимание! ООО (АО) получит право не ставить печать в случаях, когда федеральный закон этого требует (формулировка "при наличии"), только после регистрации в ЕГРЮЛ изменений в уставе об отсутствии печати.

Предположим, ваше руководство решит быть современным и откажется от печати. Тогда нужно исключить из устава норму о наличии печати, если она есть.

Устав, в котором нет упоминания о печати, теоретически можно и не править - по закону отсутствие сведений означает, что печати у вас нет. Но как это быстро доказать заинтересованному лицу? Предложить ему проштудировать целый устав? Проще предъявить страничку с нужной формулировкой. Поэтому рекомендуем всем, кто отказывается от печати, включить в устав следующий текст.


"Общество не имеет печати".


Нужна ли печать в отчетности, первичке и на других документах

Как известно, оттиск печати обычно ставится на большом количестве документов, в том числе в трудовых книжках, на больничных листах, в отчетности, в первичке и т.д. С 7 апреля 2015 г. печать в этих формах для всех ООО (АО) необязательна. Ведь ее требуют подзаконные акты (приказы, постановления), а совсем не федеральные законы. Вы можете прекратить ее ставить, даже если в соответствии с уставом ваша компания не отказалась от печати.

Однако пока отсутствие печати там, где мы привыкли ее видеть, будет неожиданным для всех. Представьте себе хотя бы реакцию работника, который получит трудовую книжку с незаверенной записью об увольнении. Да он просто доведет до слез кадровика, требуя печать. Вот и представитель трудового ведомства призывает к осторожности.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

[C=1510]

Да и в инструкции по заполнению документов изменения пока не внесены. Кроме того, для ГУПов, МУПов, некоммерческих организаций в отношении печати ничего не изменилось - они должны иметь и использовать ее по-прежнему п. 3 ст. 2 Закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ; п. 4 ст. 3 Закона от 12.01.96 N 7-ФЗ. Очевидно, что и многие ООО (АО) будут продолжать на всякий случай ставить печать. В результате одни и те же формы будут сдаваться как с печатями, так и без них. И работники ИФНС и фондов с непривычки могут не взять у вас документы без печати. Хотя сами ведомства в курсе перемен, что нам и подтвердили их представители.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

[C=1511]

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

[C=1512]

Что касается банков, то они, скорее всего, предложат вам оформить карточку без печати п. 7.11 Инструкции ЦБ от 30.05.2014 N 153-И. Такой порядок предусмотрен для иностранных компаний, у которых по законодательству страны регистрации печати нет п. 2.8 приложения 2 к Инструкции ЦБ от 30.05.2014 N 153-И.

А вот с отказом от печати в листках нетрудоспособности явно лучше повременить - специалист ФСС не исключает судебных споров.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

[C=1513]

Как видим, законодатель хотел как лучше, а получилось как всегда. Поэтому безопасней будет использовать печать как обычно, пока не сложится практика работы с госорганами без применения печати.

Нужна ли печать на договоре

По закону печать на договорах не требуется, однако стороны могут взять на себя такое обязательство сами. В этом случае возможны следующие последствия:

  • <если> в тексте договора сказано, что он, а также изменения к нему должны быть скреплены печатями сторон, то отсутствие печати может повлечь признание письменной формы сделки несоблюденной п. 1 ст. 160 ГК РФ. По сути, это не страшно, просто в случае спора по договору компания не сможет ссылаться на показания свидетелей п. 1 ст. 162 ГК РФ;

  • <если> в тексте договора сказано, что без печатей он недействителен <36>, то отсутствие печати может повлечь признание его недействительным. В таком случае обе стороны должны будут вернуть друг другу все полученное по сделке п. 2 ст. 167 ГК РФ. Не факт, что это обязательно произойдет, но лучше, как говорится, не рисковать. Поэтому:

    • нужно просмотреть все ваши действующие договоры и продолжать использовать печать там, где этого требует договор. Либо можно подписать с контрагентами изменения (если согласятся);

    • если вы не будете использовать печать в дальнейшем, то при заключении договоров надо акцентировать на этом внимание контрагентов и следить, чтобы в договор не попало условие о скреплении его печатью.


В заключение подумаем, как общаться с контрагентами. Ведь если они решат не ставить печать, например, на актах, накладных, обязать их нельзя (кроме случаев, предусмотренных вашими договорами). Документы придется принимать без печати.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

[C=1514]

Во избежание недоразумений вашему руководству лучше обсудить с контрагентами эту ситуацию и решить, как вы будете работать дальше. Если кто-либо из них перестанет использовать печать, то этой организации можно предложить применять дополнительные способы идентификации - нанесение на документы голографических наклеек, изготовление бланков на защищенной бумаге, представление образцов подписей и т.д.

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" N10, 2015

М.Мошкович

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай