Резерв под снижение стоимости готовой продукции
Организация понесла некие расходы и произвела готовую продукцию. Результат от производства получен и отправлен на склад. В идеале готовая продукция на складе долго лежать не должна – не для того её производили, чтобы она просто валялась без движения. Но всякое же бывает в жизни… Подвёл покупатель, подсуетились конкуренты. А то и вовсе – нагрянул без приглашения Кризис, и вот именно эту продукцию никто особо не горит желанием покупать, ибо есть более насущные потребности. А продукция между тем лежит себе на складе, портится, теряя свои покупательные способности и потихоньку дешевея…
Как видим, готовая продукция тоже подвержена пертурбациям, как и обычные материальные запасы. Раз это так, то что мешает организации формировать резерв под обесценение готовой продукции – по аналогии с резервом под обесценение материалов? Ничего не мешает. Тем более что согласно пункту 2 раздела I ПБУ 5/01 готовая продукция тоже относится к материально-производственным запасам (МПЗ), следовательно, требование о необходимости создания резерва под снижение стоимости МПЗ для неё также справедливо.
Таким образом, организация, у которой в качестве результата производственной деятельности образуется готовая продукция в материально-вещественной форме, обязана создавать резерв под снижение её стоимости. А создавая такой резерв, организация будет также обязана раскрыть в своей учётной политике порядок его создания, в котором необходимо указать ответы на ряд вопросов:
- периодичность создания и корректировки резерва (один раз в год либо несколько раз по состоянию на определённые, самостоятельно выбранные, даты);
- принцип создания резерва (в разрезе учётных единиц либо по обобщённым группам);
- порядок восстановления величины резерва при повышении рыночной стоимости на продукцию (через увеличение доходов либо путём уменьшения расходов)
Порядок раскрытия данной информации в учётной политике и особенности варианта выбора соответствующего способа учёта организацией мы уже подробно рассматривали ранее (в статье «Материально-производственные запасы (МПЗ)» (15.10.2015)), поэтому возвращаться к этому ещё раз не будем. Готовая продукция, как мы уже выяснили, полноправная часть МПЗ, и никаких особенностей в порядке формирования резерва под её обесценение нормативными документами по бухгалтерскому учёту не предусмотрено.
Материал по теме
Материально-производственные запасы (МПЗ)
Единственное, на что хотелось бы обратить внимание – крайне желательно, чтобы порядок формирования резерва по готовой продукции был аналогичен порядку, который предусмотрен для материалов и товаров. Это не требование, конечно, а пожелание. Чтобы объекты учёта, которые отражаются в бухгалтерском балансе по статье «Запасы», формировали свою стоимость исходя из общих правил и подходов. По-моему, это рационально.
Лимит хранения наличных денежных средств в кассе
Пунктом 2 «Порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощённом порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», утверждённого Указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У, предусмотрено, что юридические лица должны самостоятельно определять лимит наличных денег, которые могут храниться в кассе организации. Разумеется, сам лимит в учётной политике организации указывать не следует. Просто потому, что непосредственно к ведению учёта он никакого отношения не имеет. Да и выбора-то у большинства организаций в этом вопросе нет – Центробанк приказал, значит, лимит должен быть.
Раз было упомянуто о «большинстве», стало быть, и меньшинство существует? Разумеется, куда же без него. Во многих нормативных документах, написанных «для всех», обязательно указывается некая категория, которая может не делать чего-то такого, что требуется от остальных. В ПБУ к данной категории относятся бухгалтерские «упрощенцы», не подлежащие обязательному аудиту, заняв место, на котором ранее гордо восседали «субъекты малого предпринимательства». А вот в Указании Банка России такой замены не произошло. И посему малые предприятия и ИП сохранили право не определять лимит наличности в кассе (см. абзац 10 пункта 2 Указания Банка России № 3210-У). И об этом в учётной политике стоит написать. Одно из двух – либо «не применяем, потому что право имеем», либо «применяем, потому что хочется». Сам размер лимита, повторюсь, в тексте учётной политики указывать не надо. Всё равно он будет периодически пересматриваться. Не издавать же каждый раз при очередном изменении лимита приказ о внесении изменений в учётную политику?
Порядок перечисления сотрудникам подотчётных сумм
Ещё один организационный момент, связанный с оборотом наличных денежных средств, следует отразить в учётной политике. Он связан с порядком выдачи авансов на командировочные, представительские и хозяйственные расходы. Непосредственно к бухгалтерскому учёту подотчётных сумм данная ситуация не имеет – это ближе, скорее, к документообороту. Но поскольку речь идёт о деньгах, то почему бы не написать об этом в учётной политике?
Долгое время Минфин РФ в своих письмах отчаянно ругал организации, использовавших зарплатные карты своих сотрудников для перечисления на них авансов на командировки и целевые суммы на осуществление наличных расходов текущего характера. Но затем, видимо, до чиновников дошло, что бороться с этим бесполезно, тем более что сложившаяся практика была довольно рациональна и убыстряла процесс получения средств сотрудниками. Смирившись, Минфин, выпустил несколько писем (Письмо Минфина РФ № 02-03-10/37209 и Казначейства России № 42-7.4-05/5.2-554 от 10.09.2013 ; Письмо от 25.08.2014 № 03-11-11/42288), в которых, ссылаясь на пункт 2.5 главы 2 «Положения об эмиссии платёжных карт и об операциях, совершаемых с их использованием», утверждённого Банком России 24.12.2004 № 266-П, разъяснил, что организация вправе производить перечисление средств сотрудникам на командировочные и прочие расходы в интересах организации на банковские карты, ибо это рационально.
Таким образом, организация, которая хочет подробно раскрыть порядок проведения расчётов со своими сотрудниками по подотчётным суммам, должна указать в своей учётной политике (либо в соответствующем разделе, либо в приложении, оформленного в виде специального положения – например, «Положения об организации и документальном оформлении расчётов с подотчётными лицами»), каким образом она будет выдавать деньги сотрудникам – только наличными из кассы, только переводами на карту либо и так, и этак одновременно. Любой вариант разрешён и нормативным документам не противоречит.