118
Оставить комментарий Распечатать

Раскрытие в учётной политике организации отдельных вопросов, связанных с ведением учёта расходов (Особенности учёта расходов будущих периодов. Страховое возмещение)

Размер шрифта:

Есть ещё один момент, когда у организации возникает необходимость ответить на вопрос о том, равномерно либо единовременно оно будет списывать затраты в состав общехозяйственных расходов. Он касается учёта расходов на приобретение неисключительных прав на объекты, не учитываемые организацией в составе НМА.

Ну, скажем, компьютерные программы. Столько копий уже было сломано по поводу того, где их отражать. Кто-то учитывал их стоимость в составе основных средств (и при первичном приобретении, увеличивая первоначальную стоимость, и позднее – отражая покупку диска с программой как «модернизацию средства вычислительной техники»), кто-то – как материал, кто-то – как НМА, кто-то – как текущие расходы… А как правильнее? Правильнее, вероятно, всё же считать, что приобретение подобных неисключительных прав – это расходы, а не имущество. Но если это расходы, то каким образом мы будем их признавать – единовременно в момент принятия к учёту либо равномерно в течение определённого периода, постепенно уменьшая сумму, в полном объёме учтённую в составе расходов будущих периодов? Ситуация неоднозначна, а посему организация в своей учётной политике вправе сделать выбор в пользу одного из методов. При выборе «единовременного» метода можно опираться на буквальное прочтение пункта 16 раздела IV ПБУ 10/99 – документальное подтверждение факта получения прав есть, сумма известна, платить поставщику всё равно придётся. Зачем размазывать расходы? Сразу спишем. Чёткая и ясная позиция. Доводы в пользу «равномерного метода» можно обнаружить в том же разделе IV ПБУ 10/99 (пункт 19). Если несение расходов чётко не закреплено за каким-то конкретным периодом, то зачем спешить? Определим, что то же программное обеспечение нам будет служить 12 месяцев (конкретный пример – «антивирусник»), и в течение этих 12 месяцев списываем его стоимость в состав текущих расходов. Да и Минфин РФ против такого подхода не возражает (см. Письмо Минфина РФ от 12.01.2012 № 07-02-06/5). А организации что выбрать? А что угодно! Как видим, противоречий тут нет, и для целей бухгалтерского учёта любой из выбранных подходов будет верным. Главное – не забыть указать выбранный способ в учётной политике и придерживаться его в процессе работы. Теперь снова вернёмся к расходам, связанным со страхованием. От страховых премий плавно переходим к страховым возмещениям… Предположим, произошло ЧП – соседи из верхнего офиса затопили. Или проник в цех какой-то луддит, ненавистник любых машин и оборудования, и уничтожил станок. Короче говоря, имеет место страховой случай, в результате которого повреждённое имущество пришло в негодность. Что нужно сделать? Правильно, списать с баланса в состав прочих расходов. А как именно? А вот тут приходится выбирать. Существует два варианта списания. Первый предусматривает предварительное определение размера причинённого ущерба с учётом страхового возмещения. То есть сперва стоимость испорченного имущества переносится на дебет балансового счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», затем корректируется на сумму страхового возмещения, которое показывается по кредиту того же счёта, а затем получившаяся сумма разницы отправляется на балансовый счёт 91 «Прочие доходы и расходы» (в дебет или в кредит – в зависимости от того, что в итоге получилось (в принципе, результатом выбытия имущества может быть и доход - вдруг стоимость страхового возмещения окажется выше стоимости утраченного имущества)). В рассматриваемом случае признание финансового результата от выбытия имущества будет отложено во времени до тех пор, пока не поступит страховое возмещение… Данный «свёрнутый» метод применяется очень давно (он был предусмотрен ещё в Планах счетов, принятых в советское время) и долгое время был безальтернативен. Видимо, по инерции он перекочевал и в План счетов, утверждённый Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н. Впрочем, после принятия ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 появился и другой подход, который подразумевал не сворачивание промежуточных финансовых результатов от конкретных операций, а, наоборот, их «разворачивание». То есть подход в данном случае был таким – испорченное имущество списывается с баланса, стало быть, это расход; страховая организация присылает страховое возмещение – это доход (см. раздел IV ПБУ 9/99, а также пункты 7 и 10.2 раздела III ПБУ 10/99). Просто и ясно. И никаких промежуточных сальдо на 76 счёте – всё сразу на 91-й. Долгое время бухгалтеры такому подходу противились, но потом смирились, и теперь данный метод является более распространённым. Причина? ПБУ 18/02, а точнее – нежелание бухгалтеров вести учёт временных разниц. Ведь в налоговом учёте текущие доходы и расходы признаются по отдельности в момент их фактического несения, а в бухгалтерском, при применении «свёрнутого» метода, - только после фактического поступления страхового возмещения. Как видим, «развёрнутый» метод является более рациональным. Впрочем, у «свёрнутого» тоже ещё сохраняются последователи – те организации, которые стремятся не разделять бухгалтерский и управленческий учёт, и высчитывающие финансовый результат по каждой хозяйственной операции (видам продукции, направлениям деятельности и т.п.). В принципе, оба метода являются правильными, и организация вправе выбрать любой. Дополнительно отметим, что выбор между «свёрнутым» или «развёрнутым» методом также необходимо сделать и при списании утраченного или испорченного незастрахованного имущества, когда виновное лицо возмещает причинённый ущерб. При этом желательно, чтобы подход к свёртыванию/развёртыванию был единым. Понятное дело, что наличие единого подхода в данном случае – это опять-таки требование рациональности ведения учёта.


Данная статья является частью серии публикаций в авторской колонке Кирилла Пляса "Записки об учетной политике"


Оставить комментарий Распечатать