15047
Оставить комментарий Распечатать

Платон-2: новые вопросы к системе платы за проезд грузовиков

Размер шрифта:

Владельцы грузовиков с массой свыше 12 тонн начали протестовать против введения платы за проезд по федеральным автотрассам, и высоких штрафов за несоблюдение соответствующих правил. До 15 ноября 2015 года перевозчики должны зарегистрироваться в системе "Платон" и оборудовать автомобиль бесплатным бортовым устройством. К чему теперь в итоге приведет их конфликт с властями, пока остается неясным.

Система "Платон" расшифровывается как "плати за тонну". Она предназначена для взимания платы с владельцев транспортных средств с разрешенной массой свыше 12 тонн за проезд по автомобильным дорогам федерального значения, в целях исполнения статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации». Первоначальный тариф платы за вред дорогам был установлен Правительством РФ постановлением от 14 июня 2013 года № 504 на уровне 3,73 рубля за километр пути. 3 ноября 2015 года постановлением Правительства РФ № 1191 "О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" были введены понижающие коэффициенты, которые будут применяться до конца 2018 года.

Подробнее: «Правительство изменило правила взимания платы с грузовиков»

Так, до 1 марта 2016 года с учетом коэффициента 0,41 километр пути по федеральной трассе обойдется автовладельцу в 1,52 рубля, а с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года, с учетом коэффициента 0,82 проезд будет стоить 3,0586 рубля за километр. При этом чиновники настаивают, что деньги за проезд по платным трассам "Платон" взимать не будет, во избежание двойного обложения. На этом, пожалуй, заканчивается сухой язык цифр - зато начинается самое интересное.

Позиция власти

Чиновники уверены сами, и стараются убедить в этом всех остальных, что система "Платон" готова к работе на все 100%. Они старательно развенчивают "7 мифов" о системе и даже говорят, что перевозчики сами виноваты - знали о плате давно, а протестовать против нее начали уже после того, как все решения были приняты. На официальном сайте Федерального дорожного агентства опубликовано разоблачение мифов о системе "Платон". В семи пунктах чиновники разъясняют перевозчикам, что:

  1. 1. Товары народного потребления после введения платы для 12-тонников не подорожают, поскольку такие грузовики практически не возят товары народного потребления, типа молока или хлеба. Как сообщает Росавтодор - "на 12-тонники приходится лишь 8,5% таких перевозок, а основная доля перевозимой по дорогам продукции - около 83% - это навалочные материалы". При этом, в ведомстве посчитали, что пакет молока может подорожать только на 2 копейки, если он стоит 60 рублей и перевозчик включит плату за проезд в стоимость его перевозки. На чем основан такой расчет чиновники не сообщают, возможно, что удорожание в 2 копейки рассчитано тоже за 1 километр пути этого самого пакета молока. 2. Рынок грузовых автоперевозок не пострадает. Фактически увеличение тарифов ощутят на себе только те организации, которые связаны с "серыми" перевозчиками, демпингующими на рынке и уходящими от налогов (Налоговый Кодекс РФ 2016). 3. Приход и расход полученных оператором "Платона" средств будет прозрачным. Все деньги поступят в федеральный бюджет за вычетом концессионного сбора в 10 млрд рублей ежегодно (именно столько будут стоить услуги системы "Платон" государству, или, скорее, самим автовладельцам). Чиновники рассчитывают на ежегодные сборы в 50 млрд рублей, а Минтранс России уже планирует, как их выгоднее истратить. В частности, предлагается направить часть денег на поддержку региональных проектов государственно-частного партнерства. Власти уверяют, что в этом случае появится больше возможностей для строительства дорожных обходов крупных городов и новых мостов с привлечением частных инвестиций. 4. Система "Платон" полностью готова к началу работы и успешно прошла тестирование. На конец октября в центры системы открылись во всех регионах Российской Федерации и крупных городах. Всего открыто 138 Центров информационной поддержки пользователей, способных полноценно консультировать и обслуживать перевозчиков. В системе уже зарегистрировано более 300 тысяч транспортных средств и 31 тысяча их владельцев. Оператор начал выдавать перевозчикам бесплатные бортовые устройства, с помощью которых будет осуществляться расчет фактического пробега каждого грузовика. 5. Преференций для иностранных перевозчиков не будет. Иностранные транспортные средства будут оплачивать проезд по федеральным трассам на общих основаниях. Для этого во всех приграничных пунктах досмотра уже открыты офисы оператора системы "Платон". 6. Бортовое устройство является не единственным средством для оплаты проезда грузовика. Существуют еще маршрутные карты на разовые поездки. Владелец грузовика может получить такую карту в офисе системы "Платон" или на сайте в сети интернет. Маршрутная карта оформляется на одну поездку, в ней можно указать не только начало и конец пути, но и до 10 промежуточных точек по маршруту. Правда, изменить оплаченный маршрут уже не получится, об этом чиновники скромно умалчивают. 7. Перевозчик не обязан следовать тем маршрутом, который он выбрал при покупке маршрутной карты. Он имеет право докупить дополнительную карту в любой момент пути, а потом вернуться на прежний маршрут (если он этого не сделает, то деньги, потраченные за непройденные километры, ему никто не вернет - ведь маршрутная карта работает по предоплате и фактически не контролируется на местности).

Кроме того, министр транспорта России Максим Соколов считает, что перевозчики заранее знали о введении платы за проезд 12-тонников, а теперь хотят повлиять на уже принятые властями решения. [C=1338] Таким образом, власть твердо стоит на своих позициях, и явно не собирается больше идти на встречу перевозчикам. Сами перевозчики между тем настроены решительно.

Позиция перевозчиков

Введение понижающих коэффициентов не слишком обрадовало владельцев грузовиков. Они требуют от Правительства полной отмены платы за проезд по федеральным трассам и утверждают что такие меры скажутся на грузовых перевозках самым негативным образом и приведут к увеличению инфляции. [C=1337] В противном случае, перевозчики настроены на проведение массовых акций против платы для 12-тонников и даже на забастовки. И такие акции уже начались в некоторых регионах России. Так, 11 ноября 2015 года в Новосибирске водители большегрузов остановили свои автомобили в знак протеста, в районе аэропорта «Толмачево» вдоль обочины федеральной трассы Новосибирск-Омск. Организатором акции стала Сибирская ассоциация автомобильных перевозчиков. В протесте приняли участие около 370 грузовиков. Аналогичные, чуть менее масштабные акции прошли и в других сибирских городах. В Барнауле остановились 100 грузовиков, в Улан-Уде – 60 и в Иркутске – 40. Акция продлилась 3 часа. Забастовки также прошли в Московской области и ряде других регионов РФ. [C=1336] Примечательно, что главной причиной для возмущения перевозчиков стало даже не введение платы, а отсутствие обещанных оператором системы "Платон" бесплатных трекеров. Представители СААП утверждают, что система "Платон" технически не готова к началу эксплуатации, хотя бы потому, что зарегистрированные перевозчики не смогли получить обещанные им бесплатные трекеры – бортовые устройства, сигнал от которых должен подтверждать маршрут следования грузовика для взимания платы. Без этих устройств грузовик, выехавший в рейс с 15 ноября 2015 года, нарушит требование законодательства, за что предусмотрена серьезная административная ответственность. Новая статья в КоАП РФ, которая предусматривает штрафы в размере от 40 тысяч до 1 млн рублей, также не устраивает перевозчиков. Ведь оформление маршрутной карты представляется им неудобным и затратным мероприятием. Результат акции, проведенной перевозчиками из Сибири, уже есть. Минтранс сообщил об отсрочке штрафов за нарушение порядка внесения платы за проезд по федеральным трассам большегрузных автомобилей. Владельцев 12-тонников не будут наказывать до 1 мая 2016 года. Кроме того, с 15 ноября 2015 года заработают только первые 18 рамок стационарного контроля, предназначенные для фиксации проезда грузового автотранспорта с массой свыше 12 тонн по трассам Московской области. Чиновники считают, что таким образом водители и владельцы грузовиков смогут адаптироваться к новым правилам и системе взимания платы. Контрольно-надзорные органы, в свою очередь, смогут дополнительно протестировать процедуры межведомственной работы. Любопытно, что чиновники перестали обещать установку бесплатных бортовых устройств на грузовики. В постановлении Правительства от 3 ноября 2015 года указано, что автовладельцы могут самостоятельно оснастить свои автомобили бортовыми устройствами. Учитывая, что стоимость самого устройства и настройки его для работы в системе "Платон" достигает примерно 15-20 тысяч рублей, перевозчики не готовы к таким дополнительным затратам, которые им, в отличии от оператора "Платона", никто не будет возмещать в размере 10 млрд рублей в год.

Тем временем в "Платоне"

На сайте системы "Платон" продолжается отсчет дней, оставшихся до запуска системы. При первом взгляде на сайт хочется сказать - "в Багдаде все спокойно". Хотя на самом деле, до спокойствия очень далеко. И кроме цифр на табло, в системе "Платон”, по существу, ничего не изменилось с начала октября, когда она только начинала регистрировать первых желающих. Диспетчеры системы и операторы колл-центров по-прежнему не могут ответить на элементарные вопросы пользователей. Зато они могут объяснить, что бортовое устройство представляет собой маленький прибор, работающий от электросети автомобиля. Для его подключения в грузовике необходимо оборудовать дополнительную розетку 12 Вольт или пожертвовать каким-либо из имеющихся устройств. Бортовое устройство позволяет автоматически определять маршрут движения транспортного средства с помощью навигационной системы ГЛОНАСС/GPS. Информация с устройства обо всех перемещениях грузовика поступает в систему "Платон" через сети сотовых операторов. Устанавливать трекер необходимо на лобовом стекле автомобиля и оно готово к работе и исправно, если индикатор "статус" горит зеленым цветом. В противном случае устройство неисправно и водитель грузовика обязан сообщить об этом в систему "Платон", чтобы не получить штраф за нарушение порядка проезда по федеральным трассам. Также, трекер "Платона" полностью настроен и готов к работе, его необходимо просто подключить к прикуривателю. В случае поломки устройство можно заменить в любом центре обслуживания системы "Платон". Для определения расстояния в бортовом устройстве используется минимальное расстояние в 1 метр. Округление оплаты не допускается и плата с лицевого счета владельца грузовика будет списана только в размере фактически проеханных им метров. Однако, где же взять это волшебное устройство всем желающим, диспетчеры "Платона" умалчивают. Руководство компании-оператора системы сообщило, что первая партия трекеров в 100 тысяч штук уже направлена в сервисные центры “Платона” и рекомендовало приобрести устройство самостоятельно, если его не хватит. Правда, не объяснило каким образом будет происходить настройка таких треккеров. [C=1335] В "Платоне" нет возможности внести деньги наличными, поэтому все водители обязаны будут использовать для оплаты проезда банковские карты. Что также создаст дополнительные расходы по обслуживанию таких карт. Неизвестным остается и то, каким образом водитель грузовика, не оборудованного бортовым устройством, сможет изменить маршрут в случае необходимости, при условии отсутствия интернета, - а значит и возможности приобрести другую маршрутную карту. Ответы на эти, а равно и другие вопросы могут появиться после начала эксплуатации системы. А могут и не появиться. В этом случае владельцы грузовиков рискуют потратить много сил и нервов, отстаивая свои интересы у оператора системы а так же в различных инстанциях и даже судах. Поскольку система не является коммерческой организацией и не оказывает платных услуг, на нее не распространяются требования Закона о защите прав потребителей, а значит и добиться от ее работников уважения прав и интересов клиентов, будет достаточно не просто. Протяженность российских федеральных трасс составляет почти 51 тысячу километров. Количество зарегистрированных в России транспортных средств, имеющих разрешенную массу более 12 тонн, составляет 1,9 млн единиц. И на все это хозяйство - существует всего одна система "Платон". Так что, продолжение, скорее всего, следует.

Оставить комментарий Распечатать