285
Оставить комментарий Распечатать

Расходы на обеды (три истории из жизни представительских расходов) (продолжение)

Размер шрифта:
Многообразие мнений хорошо в обыденной жизни. А вот в бухгалтерском и налоговом учёте во многих случаях предпочтительно иметь мнение по любому вопросу однозначное - да или нет, можно или нельзя, допустимо или недопустимо.

История вторая. Пить или не пить – вот в чём вопрос!

- Поздравляю с успешным завершением переговоров! Это надо отметить.

- Выпьем за успешное развитие нашего сотрудничества!

Не правда ли, очень знакомые слова? Не раз и не два, и даже не три приходилось их слышать – в реальной жизни или с телеэкрана. И никто при этом не задавался вопросом – а совместимо ли употребление спиртных напитков с деловыми переговорами? Разве можно на нетрезвую голову подписывать серьёзные документы? Вопросы сложные и неоднозначные. И каждый человек отвечает на них по-своему. Сколько людей – столько и мнений.

Напомним, что расходы, связанные с проведением переговоров, относятся к категории представительских расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль. Поэтому вопрос о том, пить или не пить в процессе налаживания контактов с бизнес-партнёром, из абстрактно-философского переходит в категорию экономического. И от правильного ответа на него многое зависит…

В одно крупное предприятие пришла налоговая инспекция. Пришла с весьма определённой целью – доначислить как можно больше налогов и штрафов. И вовсе не потому, что у налоговиков имелись какие-то факты о нарушениях – просто данное предприятие было едва ли не самым крупным налогоплательщиком в городе. А городу денег, поступающих в виде налогов, понятное дело, не хватало. Значит, надо взять сверх того, что платят. Найти и выявить что-то неучтённое. Привязаться хоть к чему-то.

Однако то ли квалификации проверяющим не хватало, то ли предприятие вело учёт так, как предписывали многочисленные инструкции, то ли бухгалтерия грамотно «прятала концы в воду», но найти источник доначисления налогов никак не удавалось. Налоговики полезли в авансовые отчёты, рассчитывая, что вот там-то, в документах, обосновывающих трату наличных денег, они обязательно что-то найдут. И вот на глаза им попались акты по представительским расходам. Где, разумеется, присутствовали спиртные напитки – водка, вино, коньяк и даже чистый спирт! И проверяющие, ничтоже сумняшеся, переписали стоимость вышеупомянутых напитков в свой акт проверки – мол, на их стоимость предприятие необоснованно занизило облагаемую базу по налогу на прибыль.

Если вы думаете, что проверяемая организация спокойно проглотила подобную «пилюлю», то глубоко заблуждаетесь. Хоть стоимость выпитого была и небольшой, но директор предприятия решил бороться с налоговиками из принципа. Диалог выглядел примерно так (эмоциональные, нецензурные и идиоматические выражения мы опускаем, оставляя только суть):

Директор. На каком основании вы сняли с расходов эту сумму?

Налоговики. В Письме Минфина РФ от 06.10.1992 № 94 «Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения» не сказано, что представительским расходам относится спиртное.

Директор. Давайте откроем это Письмо. Вот, пункт 1 – «Представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью, - это затраты предприятия по приёму и обслуживанию представителей других предприятий, организаций и учреждений (включая иностранных), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) предприятия и ревизионной комиссии. К представительским расходам относятся затраты, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников)». Где тут написано про запрет употребления водки?

Налоговики. Тут написано – «завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия»…

Директор. Стоп. В каком документе сказано, что за обедом нельзя водку пить?

Налоговики (после небольшой паузы). А зато вы пили на рабочем месте! За это увольнять нужно. Согласно пункту 7 статьи 33 КЗоТ.

Директор. Минутку! А с чего вы взяли, что мы пили на рабочем месте? Где это написано? В акте? Там ничего такого нет. Мы проводили переговоры у меня дома.

Налоговики. Это запрещено!

Директор. Да ну? Не подскажите ли мне пункт закона или инструкции, где приведено такое запрещение?

(Налоговики молчат, затаив злобу)

В общем, фокус не удался. Не удалось инспекторам снять с предприятия ни копейки. Выкрутился директор.

… Но это только этот директор выкрутился. А сколько было других по России, которые, запуганные инспекторами, давали приказы бухгалтерам вычитать из суммы представительских расходов стоимость спиртного? И не счесть. При этом своеобразный юмор ситуации состоит в том, что налоговикам не на что было сослаться. Не было ни одного нормативного документа на этот счёт! Уже и «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» успели отменить (вместе с Письмом Минфина РФ № 94), приняв вместо него 25 главу НК РФ (о представительских расходах ней было указано в подпункте 22 пункта 1 статьи 264), а никакого официального циркуляра о запрете употребления спиртного во время переговоров всё никак не появлялось.

Лишь спустя три с небольшим года после вступления в силу второй части НК РФ появился хоть какой-то официальный документ на этот счёт (Письмо УМНС России по Московской области от 10.03.2004 № 04-27/03000), где чётко было сказано – стоимость спиртного к представительским расходам не относится! Но прошло всего три месяца, и Минфин в Письме от 19.11.2004 № 03-03-01-04/2/30 указал, что расходы на алкогольную продукцию при осуществлении представительских расходов допустимы, но производятся в размерах, предусмотренных обычаями делового оборота при проведении деловых переговоров (сделок). Сами понимаете, обычай делового оборота нормативными документами не регламентируется. А насчёт того, кто сколько может «принять на грудь» и не окосеть, это уж только сам человек знает.

А ещё через пару лет Минфин окончательно капитулировал, выпустив Письмо от 16.08.2006 № 03-03-04/4/136, согласившись на то, что раз в подпункте 22 пункта 1 статьи 264 НК РФ ничего не сказано о запрете употребления спиртного на переговорах и нормативе его потребления на душу переговорщика, а норматив присутствует только в виде суммового ограничительного предела представительских расходов (4% от ФОТ), то, стало быть, в вопросе «пить или не пить» для целей исчисления налога на прибыль поставлена точка. И в последующих своих Письмах по данному вопросу Минфин придерживался аналогичной точки зрения.

Материал по теме

Расходы на обеды (три истории из жизни представительских расходов)

Впрочем, точка, поставленная высшим начальством в данном вопросе, не отбила охоту у инспекторов ФНС на местах бороться за трезвый образ жизни плательщиков налога на прибыль. Иначе чем объяснить многочисленные иски налоговиков к организациям, которые допустили употребление горячительных напитков на переговорах? Только дел, дошедших до уровня региональных ФАС по данному поводу, я насчитал примерно полтора десятка. Последнее по времени разбиралось всего-то два с половиной года назад в Поволжском округе. Как и во всех без исключения предыдущих случаях, это дело было с треском проиграно ФНС (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 15.01.2013 по делу № А55-14189/2012).

Возникает резонный вопрос – если Минфин «за», если суды неизменно выставляют налоговых «борцов за трезвость» за дверь, то с какой целью продолжается подобное «бодание телёнка с дубом»? Ответ может быть только один – видимо, ещё не все предприятия готовы отстаивать свои права и из страха перед ФНС готовы выполнять любые требования с их стороны. Даже если они противоречат законодательству.

Самое обидное заключается в том, что своей ретивостью подобные «борцы» большой пользы государству не приносят, а только озлобляют налогоплательщика. Как там у великого русского баснописца:

Хотя услуга нам при нужде дорога,

Но за неё не всяк умеет взяться:

Не дай бог с дураком связаться!

Услужливый дурак опаснее врага.

(С) И.А. Крылов, «Пустынник и Медведь»

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай