332
Оставить комментарий Распечатать

Крупнейшие операторы платежных систем ищут новые источники дохода

Размер шрифта:

Банк России перекрыл возможность обналичивания денег через платежные системы. Компания Qiwi, крупный владелец сети платежных терминалов, и одновременно оператор одноименной платежной системы, первой принялась искать новые пути заработка.

В конце прошлой недели Центробанк РФ сообщил, что с 1 сентября 2015 года практически прекратились операции по обналичиванию денег через платежные терминалы. Финансовый регулятор считает, что это заслуга проведенной им работы с операторами основных платежных систем, имеющими сети терминалов как в России, так и за рубежом. Такая разъяснительная работа потребовалась после того, как специалисты Банка России обнаружили, что практически 90% всех операций, совершаемых посредством платежных терминалов, носит признаки обналичивания денежных средств. Суть таких махинаций с наличкой заключалась в том, что все средства, проходящие через платежные терминалы, не попадали на специальные счета, а проходили напрямую к операторам. В результате Центробанк оказался лишен возможности полноценно контролировать эти денежные потоки. Поэтому еще в начале июня финансовый регулятор собрал всех крупных владельцев терминалов в РФ (Contact, ComePay, "Рапида", DeltaPay, "Киберплат" и Qiwi), и объяснил им новые правила работы. К июлю через спецсчета стало проходить 20% от всех платежей в терминалах, к началу августа операторы преодолели порог в 50%. А в сентябре эта цифра составляла уже более 90% от всех платежей, совершаемых через платежные терминалы. Директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Юрий Полупанов рассказал на брифинге, что все основные крупные владельцы терминалов производят практически полную инкассацию на спецсчета.

Сейчас Qiwi - 98%, DeltaPay - 99%. Все, кто были в диалоге, выполнили обязательства, свыше 95%. Есть также мелкие игроки на рынке, на них приходится около 5% рынка. Объем обналичивания через терминалы составил 48 млрд рублей за январь 2015 года, 62 млрд рублей - за февраль, 68 млрд рублей - за март, 78 млрд рублей - за апрель, 66 млрд рублей - за май, 63 млрд рублей - за июнь, 47 млрд рублей - за июль, а за август - уже 28 млрд рублей. В сентябре за неделю объем обналичивания составляет около 1 млрд рублей.

Из этих цифр становится понятно, почему после возвращения ситуации с платежами через терминалы в контролируемое русло, крупные игроки рынка стали всерьез задумываться о расширении видов деятельности. Первой ласточкой стала компания Qiwi, которая начала строить сеть постаматов. Как рассказала газете "Ведомости" управляющий директор Qiwi Анна Стоклицкая, таким способом компания намерена удвоить выручку в течение пяти лет. Новая стратегия охватывает весьма широкий спектр логистических услуг. Так, если сама Qiwi собирается заняться выдачей почтовых пакетов и грузов, то ее инвестиционное подразделение Box2Box будет выдавать населению покупки из интернет-магазинов. Еще в апреле 2015 года Qiwi анонсировала совместный проект с крупным логистическим агрегатором и перевозчиком - компанией PickPoint. Речь идет именно о сети автоматизированных постаматов. По изначальной задумке, это должны были быть полностью автоматизированные устройства, в которые курьерские и почтовые службы загружают посылки и другие отправления, и откуда их можно самостоятельно забрать. Это предложение должно было вызвать интерес в том числе и у бизнесменов, которые часто пользуются курьерскими службами для пересылки документов и образцов.

Пока этот проект в стадии тестирования. До конца 2015 г. планируется установить 40 тестовых постаматов, а к концу 2016 г. – до 1000. В целом российский рынок способен принять примерно 5000 устройств, а сейчас их не наберется и 1000.

Qiwi уже вложила в новый проект около $1 млн. Примечательно, что благодаря наработанной ранее агентской схеме, затраты на развитие нового направления достаточно невелики. Как рассказала представитель компании, потребуется вкладывать еще по «несколько десятков миллионов рублей ежегодно». А вот ожидания прибыли у компании довольно таки оптимистичные. Размещение постаматов будет происходить по тому же самому принципу, по которому размещались терминалы - агент устанавливает устройство за свой счет и делится с компанией-оператором полученной комиссией. Ожидается, что постаматы будут устанавливать вместе с существующими терминалами и в результате будет создана единая сеть. Более детальные условия сотрудничества компании со своими агентами является закрытой информацией, однако журналистам удалось узнать, что в среднем одна выдача посылки принесет агенту от 40 до 70 рублей. Успешность этого бизнеса напрямую связана с развитием интернет-торговли, которая как раз сейчас стремительно набирает обороты в нашей стране. Тогда как рынок платежных терминалов, наоборот, находится в стадии затухания. Связано это прежде всего с тем, что появились услуги интернет-банкинга и множество гаджетов, с помощью которых можно воспользоваться такой услугой в любое время и в любом месте. Что думают о новых направлениях развития другие операторы платежных систем и владельцы сетей терминалов, пока остается неизвестным. Однако очевидно, что в условиях жесткого контроля со стороны ЦБ РФ и сокращения доходности платежного рынка, им также придется подумать о новых видах деятельности.

Оставить комментарий Распечатать