Правительство хочет увеличить степень участия малого и среднего бизнеса в закупках для государственных и муниципальных нужд. Чиновники предлагают распространить правила таких закупок и на частные компании. Теперь при осуществлении госзаказов крупные корпорации будут обязаны совершать определенный процент сделок именно с представителями МСП.
Чиновники недовольны результатами применения законодательства о закупках для государственных нужд. Накануне первый вице-премьер российского Правительства Игорь Шувалов и министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов отметили , что ожидали «взрывного роста» доли малых предпринимателей в государственных и муниципальных закупках, но этого не произошло. За первые полгода малому бизнесу досталось 5,7 вместо положенных по закону 10 процентов госзаказов. Фактически на тендерах и аукционах небольшие предприниматели заработали 475,7 млрд рублей, хотя должны – 18% совокупного годового стоимостного объема заключенных госзаказчиками договоров. Впрочем, специальное исследование Высшей школы экономики показывает, что эти показатели по сравнению с 2013 годом уже довольно высоки. Доля субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках для государственных и муниципальных нужд выросла по итогам 2014 г. в 1,81 раза в стоимостном выражении, а их доля, рассчитанная по стоимости заключенных контрактов, увеличилась в 1,77 раза. В то же время объемы закупок, в ходе которых некрупные предприниматели привлекались в качестве соисполнителей (субподрядчиков), возросли в 1,98 раза. По расчетам Минэкономразвития, по итогам следующего года, когда квота на обязательные закупки распространится на все государственные компании, эти показатели вырастут еще больше. Например, ожидается, что выручка малого бизнеса от участия в госзакупках вырастет сразу до 7 трлн рублей. Однако, как показала практика, установить квоты и принять формы отчетов об исполнении закона недостаточно. В российском законодательстве так много лазеек, что ожидаемого чиновниками бума может и не произойти. Но отчитываться-то по антикризисному плану надо! Поэтому чиновники предлагают распространить правила заказов для обеспечения государственных и муниципальных нужд еще и на частные компании. В секретариате Шувалова заявили, что во всем мире существует практика подобного рода поддержки малого бизнеса. Сам Шувалов в это время уточнил, что работа над внесением соответствующих поправок в законодательство о госзакупках уже ведется. Их принятие позволит усовершенствовать среду для развития предпринимательства и даст возможность малому бизнесу выжить даже в условиях дорогих или недоступных банковских кредитов. На такие новшества бизнесмены не согласны. По мнению омбудсмена по закупкам при уполномоченном по защите прав предпринимателей, гендиректора Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) Сергея Габестро, новая обязанность частной компании по закупке товаров/работ/услуг у малого и среднего бизнеса повлечет дополнительное ее регулирование со стороны ФАС. «Любой контроль опасен для свободы ведения бизнеса, ведет к росту коррупции и снижению инвестиционной привлекательности экономики», - отмечает эксперт. Одновременно возникает вопрос, насколько проводимые частными компаниями тендеры будут честными и прозрачными. Если крупный поставщик предложит товар лучшего качества, да еще и со скидкой, однозначно должны выбрать его, а не мелкого продавца, реализующего товар без скидки, – в угоду планов правительства по поддержке малого бизнеса, негодуют топ-менеджеры. Между тем, малые предприниматели, о которых так беспокоятся чиновники, указывают не на узкий рынок и невозможность «выцепить» свой заказ, а на совсем иные проблемы. Результаты опроса, проведенного Агентством стратегических инициатив, показали, что обещанного упрощения процедур так и не видно. Причем, 51% из участвовавших в тендерах на госзакупки подчеркнули, что с начала года ситуация ухудшилась, а 36% заявили, что список требований к участникам так и не изменился. Аналитики отметили, что из 47 госкомпаний и госкорпораций, зарегистрированных на федеральном сайте поддержки и развития малого и среднего бизнеса, лишь у нескольких ("Алроса", ПЗЦМ, РЖД, ГК "Фонд содействия реформированию ЖКХ", "Зарубежнефть", РЖД, "Россети") разработаны и действуют специальные регламенты проведения закупок инновационной продукции. И это несмотря на то, что в правительстве разработана отдельная «дорожная карта» по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольной политики. [C=1124] А тем временем в Минэкономразвития готовят новые поправки, поясняя их принятие необходимостью усовершенствовать законодательство. И таких изменений за два с половиной года существования и полтора года фактической работы закона № 44-ФЗ принято уже почти два десятка. Не удивительно, что малые бизнесмены просто не успевают адаптироваться к постоянно меняющимся «правилам игры», констатируют аналитики. Как бы там ни было, тот факт, что государство заинтересовалось проблемой финансирования и поддержки малого и среднего бизнеса, не может не радовать. Другое дело, что пока властям не хватает последовательности в принятии решений и общего взгляда на ситуацию. Улучшая одно, чиновники не замечают, что мешают развиваться другому. А теперь и вовсе могут разбалансировать систему государственных и муниципальных закупок, что называется, выплеснув с водою и ребенка. Предпринимателям приходится лишь рассчитывать на то, что в Белом доме все-таки хотят усовершенствовать действующие в этой сфере правила, поэтому услышат и прислушаются к мнению тех, для кого эти правила созданы, и кто ими пользуется.