Мы с вами поговорим об импорте товаров. Тема большая и обширная, поэтому мы поговорим о достаточно общих вопросах, которые касаются импорта товаров. И попытаемся разобрать некоторые вопросы, которые, может быть, есть у вас. Мы дадим на данном вебинаре схему, по которой можно импортировать товары, и расскажем, какие последствия у вас возникнут.
Если у вас появятся более детальные вопросы, то мы их обсудим. Но некоторые вопросы, такие как управление таможенными документами или правила работы, связанные с таможенными органами, – это тема отдельного вебинара. Потому что тема очень большая, а условий и ситуаций, которые могут возникнуть, - очень большое количество.
Вот давайте посмотрим, какой у нас сегодня план.
- Мы поговорим о том, что такое импорт.
- Мы поговорим, какие есть варианты импорта, импорт через брокера или самостоятельно.
- Мы поговорим об особенностях импорта из стран таможенного союза. И поговорим вообще о процессе импорта, как импорт происходит и что из себя представляет.
Что такое импорт?
Импорт - это приобретение иностранных товаров, товаров, которые произведены не на территории Российской Федерации. Таможенный союз мы пока трогать не будем, потому что он связан с перемещением товаров по нему. То есть, это товары, которые мы покупаем, чтобы потом продать на нашем внутреннем рынке. Это полное противопоставление экспорту. Экспорт – это те товары, которые мы производим в России, но продаем их за рубеж каким-то иностранным компаниям.
Импорт происходит достаточно просто. Мы покупаем товар, он пересекает границу, затем происходит процесс растаможивания и он поступает на склад. Основной документ, с которым мы сталкиваемся и который дает очень много сложностей, – это государственная таможенная декларация. Таможенное оформление имеет достаточно много тонких вопросов, которые необходимо знать и уметь. И соответственно – это единственный документ, который оформляется при растаможивании этих товаров. Во всем остальном у вас есть накладные от вашего иностранного поставщика и, соответственно, это все вы уже имеете право учесть в расходах.
Теперь поговорим, какие варианты импорта вообще есть. Потому что многие компании, которые хотят импортировать самостоятельно, сталкиваются с большим количество вопросов, которые им надо решить. И соответственно они ищут какую-то поддержку, чтобы их поддерживала какая-то компания и оформляла часть их документов. Но тем компаниям, которые занимаются этим оформлением, не выгодно оформлять только часть услуги. Они занимаются полным оформлением или полным комплектом оказания услуг - от передачи документов до транспортировки. Чаще всего мы можем столкнуться с таможенными брокерами.
Таможенные брокеры – это компании, которые оказывают услуги таможенного оформления. Есть специалисты, которые хорошо разбираются в таможенном оформлении, хорошо оформляют и в кратчайший срок. Но есть еще транспортные компании, которые включают в себя не только брокерское обслуживание, но и полный комплекс услуг по перевозке и доставке товаров до склада организации. В этом случае, если мы не через брокера оформляем, а через транспортную компанию с услугами брокера, то возможно, что нам даже не надо будет платить в валюте ни одной иностранной платежной единицы. Потому что все документы будет оформлять транспортная компания, мы ей только будем перечислять деньги. А она, соответственно, взяв комиссию, перечислит их поставщику и привезет этот товар на территорию Российской Федерации, и доставит до слада покупателя. Вот что касается таких компаний. Это компании, которые позволяют выполнить только часть услуг, либо полностью от транспортировки до таможенного оформления. Если же вы хотите сделать это все самостоятельно, то в этом случае вам необходимо будет сделать много процедур, связанных с оформлением, с доставкой, с общением с покупателем и так далее.
Материал по теме
Параллельный импорт решили легализовать
Какие плюсы и минусы есть в работе с таможенным брокером? Если работать через через брокера, то, соответственно у нас будет минимальное количество таможенных процедур. Может даже их не быть. То есть, вы оплачиваете, показываете поставщику накладную, и он оформляет все необходимые документы. Вам не надо присутствовать, ездить и доказывать что-либо, исправлять ошибки и тому подобное. Но есть и другой момент: брокер берет за свою работу комиссию, порой эта комиссия достаточно большая, и она увеличивает себестоимость покупаемого товара. Если стоимость покупки у вас высока, то и процент они берут приличный, на который просто можно оформить человека или договориться с человеком, который сможет помочь вам.
Если вы оформляете все самостоятельно, то большой минус, что весь комплекс по таможенному оформлению ложится на вас. То есть нужно будет вникать, что такое таможенная декларация, как она заполняется, что такое КД этих таможенных товаров, какая ставка таможенная , нужно подать НДС, а также нужно будет поговорить с вашим поставщиком. Но большой плюс, конечно же, от этого – максимально низкая себестоимость, она складывается из покупной стоимости и налогов, которые вы платите при ввозе товаров на территорию Российской Федерации. То есть при импорте необходимо выбрать, какой из этих двух вариантов вам приемлем. Существует большое количество транспортных компаний, поэтому, если вам дешевле заплатить две-три тысячи рублей и не сталкиваться с таможенным оформлением, то, наверное, стоит это сделать. Так как таможенное оформление – это достаточно большая и длительная процедура, а заполнение документов и таможенной декларации занимает для неподготовленных специалистов большое количество времени. Ну а самостоятельно, если вы оформляете постоянно одни и те же товары, то один раз можно сделать через брокера, а потом уже оформлять самим.
Особенности импорта из стран Таможенного союза
Что такое Таможенный союз? Об этом много говорят последнее время, исходя из политической обстановки, связанной со вступлением некоторых стран в Таможенный союз и последующего их отказа. На данный момент, Таможенный союз представляет из себя Республика Армения, Беларусь, Казахстан и Российская Федерация. Причем Армения присоединилась с 1 января 2015 года.
Чтобы понять всю суть Таможенного союза необходимо почитать Таможенный кодекс Таможенного союза. Там достаточно много чего интересного сказано. Цель – это создать единую территорию с единой методикой оформления документов, с единой документацией, типом ставок и так далее.
Это сделано во избежание ситуаций, когда одна страна может создать очень дешевые таможенные пошлины для одного товара и соответственно делать из себя транзит. Например, Беларусь мы будем рассматривать. Если одна страна сделает ввоз из Европы каких-то товаров очень дешевым, но в России эта ставка большая, но между Россией и Беларусью будет ставка достаточно льготная, то будет просто перепродаваться и перепокупаться этот товар, минуя нормальную таможенную ставку. То есть, если ставка экспортировать напрямую – 10, а на территорию Беларуси будет 0, а на территорию России через Белоруссию будет 5%, то получится, экономия 5%, которые недополучает Российская Федерация в виде таможенных платежей.
Чтобы такого не было, и был создан единый алгоритм этих процедур и очень легкое перемещение товаров Таможенного союза между собой. Потому что, если почитать некоторые статьи, там есть очень интересные моменты защиты. Например, ставки для товаров, которые могут быть небольшие, а ставки для товаров, которые производятся на территории Таможенного союза - очень высокие. Это связано с тем, что Таможенный союз покупает только есть аналоги на территории Таможенного союза.
Поговорим о том, в чем особенности импорта из стран Таможенного союза.
В целом, отличие только одно. Не применяются таможенные пошлины и ограничения таможенного характера. За исключением антидемпинговых мер. Если вы импортируете товар из этих стран, то они соответственно имеют очень низкие пошлины. Порой даже они не имеют никаких пошлин, и их оформлять не надо. Это очень удобная процедура перемещения таких товаров. Вот поэтому у нас сейчас борются с килькой, которая идет транзитом через Беларусь, и семгой, которая также идет через Беларусь и другие страны. Потому что там они получают какие-то льготные цены или они их растаможивают по той же схеме, что и в Российской Федерации, но они уже идут, будто они созданы на территории Республики Беларусь, таким образом, они уже не проходят таможенный досмотр и имеют небольшие таможенные пошлины.
Еще интересный момент: если вы импортируете из стран ТС, то вам нужно просто уплачивать НДС в налоговые органы, а не в таможенную инспекцию. То есть, вам уже нужно платить НДС после получения товаров, а не до их получения.
Процесс импорта
В первую очередь – это покупка товаров. Перво-наперво нам надо купить валюту, перечислить ее нашему поставщику и, если все хорошо, он начинает отгрузку. И с ним еще надо подписать контракт.
Далее происходит транспортировка до границы. Транспортировка тоже оплачивается в иностранной валюте либо поставщику, либо иностранной компании, либо компании, которая в России. Но чаще всего это иностранные компании, которые транспортируют до границы, до таможенного пункта. Далее, когда машина пришла на границу, происходит процесс растаможивания. Необходимо предоставить документы, таможенную декларацию и оплатить таможенную пошлину и НДС. Все это можно сделать одновременно с таможенной декларацией и оплатить. Или оплатить заранее, до подачи таможенной декларации.
Декларация таможенная подается в электронном или в печатном виде. Существует большое количество программного обеспечения, которое позволяет автоматически подготовить весь комплект документов. До тех пор, пока таможенная декларация у вас не зарегистрирована на таможне, вы не можете получить эти товары. А после того, как она будет зарегистрирована, у вас не будет никаких проблем. Далее происходит процесс получения товара получателем, а затем разгрузка и продажа. Если посмотреть на эту схему, то кажется, достаточно все просто. В действительности это просто. Самый сложный пункт, который вызывает много вопросов, - это как рассчитать налоговую пошлину, НДС и так далее. Могу сказать, что если вы правильно определили код товара, то у вас все автоматически рассчитывается.
Есть такие постановления правительства на территории Российской Федерации, при которых некоторые товары облагаются по льготной ставке, например, НДС 10%, или не облагаются вообще. Это, например, товары, аналогов которых нет на территории Российской Федерации.
Вопрос, который чаще всего возникает, связанный с бухгалтерским учетом: что включается в себестоимость товаров, когда они уже поступают на территорию Российской Федерации? Она складывается из таможенной стоимости, то есть той стоимости, за которую мы приобрели этот товар. Далее пошлина, она тоже включается в себестоимость товара. Чаще всего таможенная пошлина дается либо на вес товара, либо на объем, либо на иной какой-то физический показатель.
Если необходимо платить акцизы, то они тоже включаются в стоимость товара. Акцизы мы рассматривать не будем, потому что акцизы – это нефть, сырье, спирт, с которым малые предприятия в основном не работают. Возможно еще сигареты, алкоголь. То есть, по сути, все товары, которыми малые предприятия не занимаются. Это товары, которые управляются большими корпорациями, для них и придуманы эти акцизы. Расходы на доставку не включаются в таможенную стоимость.
Таможенная пошлина рассчитывается от таможенной стоимости, то есть стоимость, которую мы платили нашим поставщикам, она не включается в расходы на доставку. Но они включаются в себестоимость после того, как они уже приняты нами на учет.
Что касается НДС. НДС – это косвенный налог, который платится еще сверху. Он не входит в себестоимость товаров, поскольку это косвенный налог, и потом мы можем предъявить его к вычету. Но, если компания находится на упрощенной системе налогообложения, то это не значит, что нам не надо платить НДС. НДС надо оплатить, но он будет включен в себестоимость товаров.
Таможенную пошлину и НДС нужно уплатить до подачи документов или одновременно с ней. Это такая тонкость, которую надо знать и учитывать. Иначе простаивание на таможне является тоже услугой хранения товаров. То есть, у вас есть несколько дней на растаможку. Если вы не предоставите документы, то они хранятся и если вы не подавали никакие документы. Они могут быть направлены на уничтожение. Или они отправляются в магазины, которые у нас появились примерно пять лет назад, которые называются «растаможка». В настоящее время товар, который не было оформлено в срок и на него никто не претендует, просто уничтожаются.
Самое главное мы выяснили, что импортировать не проблема. На данный момент с наличием интернета и знанием английского импортировать можно все, что угодно.
Интересный вопрос: «у меня был случай, когда я принял импортный товар на УСН, а потом компания перешла на общую систему». И соответственно вы, наверное, хотите задать вопрос, могу ли я НДС, уплаченный ранее, принять к вычету? Здесь нужно рассматривать индивидуально, но чаще всего - ситуация следующая: на момент импорта вы были на УСН, соответственно вы не были плательщиком налога на добавленную стоимость и, раз вы на УСН, то вы не можете принять его к вычету. То есть, у налоговой есть достаточно серьезное основание, что вы не были плательщиком НДС. Здесь, конечно, надо долго и упорно доказывать налоговой инспекции, либо судиться с ней. По этим платежам много разборок всегда. Но если у вас позиция обоснованная, то следует всегда обращаться и требовать НДС. Если сумма была небольшая, то судиться не имеет смысла.
Спасибо всем за внимание!
Статья 143 НК РФ. Налогоплательщики
Статья 346.11 НК РФ. Общие положения
Таможенный кодекс таможенного союза
Статья 12 Таможенного кодекса таможенного союза РФ. Таможенный представитель
Статья 180 Таможенного кодекса таможенного союза РФ. Таможенная декларация
Статья 71 Таможенного кодекса таможенного союза РФ. Виды ставок таможенных пошлин