320
Оставить комментарий Распечатать

Учет транспортного налога на дорогостоящий автомобиль в 2015 году

Размер шрифта:
Как рассчитать и отразить в учете платежи по транспортному налогу по дорогостоящему автомобилю за 2015 г.?

Организация приобрела и зарегистрировала в органах ГИБДД в январе 2015 г. автомобиль Audi Q7 Quattro. Мощность автомобиля (с объемом двигателя 2967 куб. см), согласно технической документации, составляет 245 кВт, год выпуска - 2014. Автомобиль используется для управленческих нужд организации.

Согласно закону субъекта РФ:


  • ставки транспортного налога, установленные Налоговым кодексом РФ, увеличены в 10 раз;

  • для налогоплательщиков-организаций установлены отчетные периоды, отчетными периодами признаются первый, второй, третий кварталы;

  • уплата авансовых платежей производится не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.


    Организация применяет метод начисления в налоговом учете.

    Транспортный налог

    Транспортный налог относится к региональным налогам, уплачиваемым в соответствии с гл. 28 НК РФ и законами субъектов РФ (п. 3 ст. 12, п. 3 ст. 14, ст. 356 НК РФ).

    Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют/устанавливают:

    • налоговую ставку в пределах, установленных гл. 28 НК РФ;

    • в отношении налогоплательщиков-организаций - порядок и сроки уплаты налога, включая право не устанавливать отчетные периоды;

    • налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (абз. 2, 3 ст. 356, п. 3 ст. 360 НК РФ).

    Кроме того, налоговые ставки, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ).

    В данном случае законом субъекта РФ установлены отчетные периоды, а также ставка налога увеличена в 10 раз.

    Объектом налогообложения по транспортному налогу признаются транспортные средства (ТС) (в том числе легковые автомобили), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 358 НК РФ). Соответственно, организация, зарегистрировав в установленном порядке приобретенный автомобиль в органах ГИБДД, становится в отношении него налогоплательщиком транспортного налога независимо от фактического наличия или использования ТС (абз. 1 ст. 357 НК РФ, по данному вопросу см. также Письмо Минфина России от 12.05.2015 N 03-05-06-04/27048).

    Налоговой базой в отношении ТС, имеющих двигатели, является мощность двигателя ТС в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ). Налоговая база в отношении указанных ТС определяется отдельно по каждому ТС (п. 2 ст. 359 НК РФ).

    В случае если в технической документации на ТС мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), производится ее пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы). Указанный пересчет осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на переводной коэффициент 1,35962. При этом округление при пересчете производится с точностью до второго знака после запятой. Такой порядок пересчета предусмотрен п. 19 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177.

    Таким образом, в рассматриваемой ситуации мощность двигателя автомобиля Audi Q7 Quattro составляет 333,11 л. с. (245 кВт x 1,35962).

    Базовые ставки транспортного налога, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ, установлены в зависимости от категории ТС.

    В данном случае автомобиль относится к категории "автомобили с мощностью двигателя свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) и в отношении его налоговая ставка составляет 150 руб/л. с. (15 руб/л. с. x 10, где 15 руб. - ставка транспортного налога, установленная в п. 1 ст. 361 НК РФ в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт)).

    Исчисление суммы налога с дорогих легковых автомобилей (средней стоимостью свыше 3 млн руб.) производится с учетом повышающего коэффициента от 1,1 до 3 в зависимости от стоимости автомобиля и количества лет, прошедших с года его выпуска (п. 2 ст. 362 НК РФ). При этом исчисление срока, прошедшего с года выпуска, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля (абз. 10 п. 2 ст. 362 НК РФ).

    Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для целей применения повышающего коэффициента определяется Минпромторгом России. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. размещается ежегодно не позднее 1 марта на официальном сайте Минпромторга России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 2 ст. 362 НК РФ).

    В Информации Минпромторга России от 27.02.2015 "Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2015 года" (опубликована на сайте http://www.minpromtorg.gov.ru) автомобили Audi Q7 Quattro, с года выпуска которых прошло не более двух лет, с объемом двигателя 2967 куб. см включены в Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб. То есть в данном случае в январе 2015 г. организацией приобретен именно дорогостоящий автомобиль, для которого НК РФ предусмотрен повышающий коэффициент.

    Согласно официальным разъяснениям Минфина России и ФНС России срок исчисления количества лет, прошедших с года выпуска легкового автомобиля, в отношении которого применяется повышающий коэффициент, установленный п. 2 ст. 362 НК РФ, исчисляется с года выпуска ТС по налоговый период, за который уплачивается налог (Письма ФНС России от 02.03.2015 N БС-4-11/3274@, Минфина России от 11.06.2014 N 03-05-04-01/28303, направленное Письмом ФНС России от 07.07.2014 N БС-4-11/13195@).

    Следовательно, в данном случае при определении повышающего коэффициента для расчета транспортного налога за 2015 г. по автомобилю выпуска 2014 г. указанный срок составляет от одного года до двух лет, т.е. повышающий коэффициент равен 1,3 (п. 2 ст. 362 НК РФ).

    Организации самостоятельно исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу (п. 1 ст. 362 НК РФ).

    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого ТС как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (с учетом повышающего коэффициента) (п. 2 ст. 362 НК РФ).

    Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента, указанного в п. 2 ст. 362 НК РФ <1> (п. 2.1 ст. 362 НК РФ). При этом месяц регистрации ТС принимается за полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ).

    Таким образом, за первый, второй и третий кварталы 2015 г. организация должна уплатить согласно закону субъекта РФ авансовый платеж по транспортному налогу за автомобиль Audi Q7 Quattro в сумме 16 239 руб. (333,11 л. с. x 150 руб/л. с. / 4 x 1,3).

    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода (абз. 2 п. 2 ст. 362 НК РФ). В данном случае сумма налога, подлежащего уплате, составит 16 239 руб. (333,11 л. с. x 150 руб/л. с. x 1,3 - 16 239 руб. x 3) <2>.

    Уплата налога (авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками-организациями по месту нахождения ТС <3> в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363, п. 3 ст. 363.1 НК РФ).

    В данном случае уплата авансовых платежей производится не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом, т.е. не позднее 30.04.2015, 31.07.2015 и 02.11.2015 <4>.

    Бухгалтерский учет

    Транспортный налог по автомобилю, используемому для управленческих нужд, включается в состав расходов по обычным видам деятельности (в качестве управленческих расходов) (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

    Суммы платежей по транспортному налогу должны включаться в состав расходов в момент их начисления и относиться к расходам того отчетного периода, за который они рассчитаны (п. п. 16, 18 ПБУ 10/99).

    Бухгалтерские записи по начислению и уплате платежей по транспортному налогу производятся в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.

    Налог на прибыль организаций

    Суммы начисленных платежей по транспортному налогу учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату их начисления (пп. 1 п. 1 ст. 264, пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

    При этом, по разъяснениям Минфина России, авансовые платежи по транспортному налогу учитываются в расходах для целей налогообложения прибыли в том отчетном периоде, за который такие авансовые платежи рассчитаны (Письмо от 07.06.2011 N 03-03-06/1/333). Такой подход, на наш взгляд, следует из п. 1 ст. 272 НК РФ и применяется в том числе к расходам на уплату транспортного налога по итогам налогового периода.

    Содержание операций

    Дебет

    Кредит

    Сумма, руб.

    Первичный документ

    Начисление и уплата авансового платежа за первый, второй и третий кварталы 2015 г., а также транспортного налога за 2015 г.

    Начислен платеж по транспортному налогу

    26

    (44)

    68

    16 239

    Бухгалтерская справка-расчет

    Перечислен в бюджет субъекта платеж по транспортному налогу

    68

    51

    16 239

    Выписка банка по расчетному счету


    <1> Отметим, что с 01.01.2015 в связи с внесением изменений в п. 2.1 ст. 362 НК РФ повышающий коэффициент применяется не только при расчете налога (за налоговый период), но и при исчислении сумм авансовых платежей по транспортному налогу (пп. "в" п. 3 ст. 2, ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации").

    В 2014 г. исходя из формулировки абз. 3 п. 2 ст. 362 НК РФ повышающий коэффициент применялся при исчислении налога, а при исчислении авансовых платежей по транспортному налогу не применялся (см., например, Письмо ФНС России от 24.03.2014 N БС-4-11/5316, Информацию ФНС России "О разъяснении порядка исчисления авансовых платежей по транспортному налогу для дорогостоящих автомобилей").

    <2> Порядок округления стоимостных показателей в декларации по транспортному налогу установлен в п. 2.2 Порядка заполнения налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденного Приказом ФНС России от 20.02.2012 N ММВ-7-11/99@.

    <3> Напомним, что в соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ местом нахождения автотранспортных средств признается место нахождения организации (ее обособленного подразделения).

    <4> Когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

    Л.В.Гужелева

    Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

  • Оставить комментарий Распечатать
    Биржевой Николай