181
Оставить комментарий Распечатать

Добро пожаловать во «взрослый» учёт, или Происшествие, которое почти никто не заметил (продолжение)

Размер шрифта:
Как ни странно, но проще всего пережить удар, нанесённый Приказом № 57н, будет организациям, указанным в части 5 статьи 6 в подпунктах со 2-го по 12-й. Почему? Да потому что они названы чётко и однозначно. Ну, неужели ж ЖСК, кредитные кооперативы, организации госсектора и т.п. не знают про себя, что они и есть они? Прекрасно знают. Их предупредили. Они запомнили (ну, должны были запомнить). И подготовить новую учётную политику они смогут своевременно. И новым организациям, которые будут попадать в вышеприведённую классификацию, тоже будет всё ясно. Раз ты юридическая консультация или коллегия адвокатов, то позабудь и никогда не вспоминай применительно к себе о такой вещи, как упрощённый бухгалтерский учёт.

А вот с организациями, приведёнными в подпункте 1, такой однозначной ясности нет. Как там они называются? «Организации, бухгалтерская (финансовая) отчётность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации». Сама формулировка автоматически отсылает нас к Федеральному закону от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Открываем пункт 1 статьи 5 данного Закона. Узнаем, какие же организации подлежат обязательному аудиту…

Итак, обязательный аудит проводится в случаях:

  • если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

  • ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

  • если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

  • если объём выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчётному года превышает 60 млн. руб.;

  • если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчётность;

  • в иных случаях, установленных федеральными законами.

В каких ещё «иных случаях»? И это тоже укажем. «Иные» в данном случае это:

  • Унитарные предприятия (в случаях, определённых собственником имущества унитарного предприятия) (согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);

  • Банковские группы и банковские холдинги (согласно статье 42 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»);

  • Юридические лица, участвующие в накопительно-ипотечной системе (согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 20.08.2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»);

  • Субъекты отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений (согласно статье 9 Федерального закона от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»);

  • Жилищные накопительные кооперативы (согласно пункту 1 статьи 54 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);

  • Кредитные потребительские кооперативы (если количество физических лиц, являющихся его членами, превышает 2000 человек) (согласно пункту 1 статьи 31 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»);

  • Организаторы лотерей и операторы лотерей (согласно статье 23 );

  • Саморегулируемые организации (СРО) (согласно пункту 4 статьи 12 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»);

  • Профессиональные объединения страховщиков (согласно пункту 6 статьи 28 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»);

  • Некоммерческие организации, связанные с формированием целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн. руб. (согласно пункту 6 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»);

  • Получатели дохода от целевого капитала некоммерческой организации, не являющиеся собственниками целевого капитала (в части использования дохода от целевого капитала, если размер финансирования этих получателей за счет дохода от целевого капитала в течение отчетного года составляет более 5 млн. руб.) (согласно пункту 2 статьи 7 Закона № 275-ФЗ);

  • Государственные корпорации (согласно пункту 2 статьи 7.1 закона «О некоммерческих организациях», статье 35 закона «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», статье 18 закона «О государственной компании «Российские автомобильные дороги», статье 9 закона «О Государственной корпорации «Ростехнологии», статье 8 закона «О Российской корпорации нанотехнологий», статье 12 закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», статье 8 закона от «О банке развития»);

  • Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»);

  • Центр исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий (согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона от 13.05.2008 № 68-ФЗ «О Центрах исторического наследия Президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий»);

  • Агентство по страхованию вкладов (согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»);

  • Российская академия художеств (согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 19.05.2009 № 434 «О Российской академии художеств»).

    Как видим, список довольно внушителен. И все перечисленные категории организаций, раз уж они подпадают под обязательный аудит, об упрощённом ведении бухгалтерского учёта, в частности, о возможности неприменения ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», ПБУ 18/02 «Учёт расчётов по налогу на прибыль организаций», ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах», ПБУ 2/2008 «Учёт договоров строительного подряда», ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», а также об отдельных преференциях, приведённых в ПБУ 9/99, 10/99, 19/02, 15/2008 и 22/2010, могут забыть.

    Итак, отныне понятие «субъект малого предпринимательства» как причина освобождения от обязанности ведения полновесного бухгалтерского учёта больше не работает. Если ты малое предприятие, но подлежишь по одному из вышеуказанных критериев обязательному аудиту, то изволь делать всё «по-взрослому».

    Вы спросите – а разве может малое предприятие подлежать обязательному аудиту? Отвечу – легко. Разве малое предприятие не может быть акционерным обществом? Разве редкость, когда валюта баланса организации превышает 60 млн. руб., а оборот по выручке - 400 млн. руб.? Кстати сказать, Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для субъектов малого предпринимательства были повышены до 800 млн. руб. в год. А вот в Закон № 307-ФЗ пока изменения не внесли. Так что…

    И ещё. Малое предприятие, чтобы перестать быть таковым, должно в течение трёх календарных лет, следующих один за другим, постоянно превышать критерии, установленные для отнесения его субъектам малого предпринимательства (по численности и по выручке) (см. подпункты 2 и 3 пункта 1, а также пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). А для того, чтобы попасть под обязательный аудит, хватит и одного года (см. подпункт 4 пункта 1 статьи 5 Закона № 307-ФЗ). То есть получил ты, к примеру, в 2014 году выручку в 401 млн. руб. (а до того она в течение предыдущих двух лет и до 300 млн. руб. не дотягивала) – всё, в 2015-м ты уже подлежишь обязательному аудиту. Но малым предприятием ты быть не перестал.

    Вот видите. Так что готовьтесь, господа субъекты малого предпринимательства. У вас ещё есть время привести свою учётную политику в порядок. И учёт вести, как всем полагается.

    Самое интересное, что на столь эпохальный (без преувеличения) документ практически не последовало никакой реакции. То ли те, кого Приказ № 57н непосредственно касается, просто не обратили на него внимание. То ли, как всегда, понадеялись на «русский авось». Что на это сказать? Те, кто хотят вести бухгалтерский учёт согласно требованиям законодательства, должны быть поактивнее – не так уж много времени у них осталось до конца года. Что же касается тех, кто требования нормативных документов игнорирует… А что о них-то говорить? Не хотят – как хотят. Наше дело – предупредить.


    Статьи цикла:


Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай