501
Оставить комментарий Распечатать

Бизнес: кто предупрежден, тот вооружен

Размер шрифта:
С 1 июля вступило в силу постановление кабинета министров о формировании Единого реестра проверок, подписанное Дмитрием Медведевым еще 28 апреля 2015 года. Теперь любой предприниматель через Сеть сможет узнать, ожидаются ли в отношении его бизнеса какие-либо проверки - как плановые, так и внеплановые. Петербургский правовой портал разобрался с тем, как будет функционировать этот реестр, и чем это потенциально обернется для бизнеса.

История законодательного регулирования вопроса

До 2008 года деятельность государственных органов всех уровней по проведению проверок в отношении субъектов предпринимательства регулировал Федеральный закон РФ от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Этот Закон, несмотря на свою очевидную полезность, имел целый ряд серьезных упущений, поэтому 26 декабря 2008 года был принят новый Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Новшеством этого закона стала, в частности, часть шестая статьи 9, где было указано, что «в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры».

Таким образом, с этого времени согласование проверок с прокуратурой стало обязательным законодательным требованием, и неожиданности в плане проверок со стороны должностных лиц всех уровней стали практически исключены

Вне плана - тоже за санкцией прокурора

Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте.

Во исполнение принятого закона был издан Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 года № 93«О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Указанным документом было установлено, что внеплановые проверки также должны предварительно согласовываться с органами прокуратуры, кроме следующих случаев:

  • истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

  • нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

  • приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами

Материал по теме

Прокуратура поменяла правила проверок

В момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры об осуществлении мероприятий по контролю посредством направления соответствующих документов в течение двадцати четырех часов.

На прошедшем 10 июня 2015 г. заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ на тему исполнения законодательства, предусматривающего оказание поддержки субъектам малого и среднего бизнеса, генеральный прокурор РФ Юрий Чайка в своем выступлении называл конкретные цифры, отражающие эффективность действующего 294-ФЗ, а именно: выявлено более 500 тысяч нарушений со стороны контролирующих органов, удалось предотвратить более 15 тысяч выездных внеплановых мероприятий.

На кого не распространяется закон № 294-ФЗ

Важно напомнить, что существует целый ряд изъятий из сферы действия Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Это, в частности:

  1. контроль за осуществлением иностранных инвестиций;

  2. государственный контроль за экономической концентрацией;

  3. контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;

  4. налоговый контроль;

  5. валютный контроль;

  6. таможенный контроль;

  7. государственный портовый контроль;

  8. контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

  9. контроль на финансовых рынках;

  10. банковский надзор;

  11. страховой надзор;

  12. надзор в национальной платежной системе;

  13. государственный контроль за осуществлением клиринговой деятельности;

  14. государственный контроль за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов;

  15. контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

  16. контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

  17. пограничный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и транспортный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

  18. контроль за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов;

  19. контроль за деятельностью организаторов распространения информации в сети «Интернет», связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информации об этих пользователях.

Зачем вообще было нужно введение Единого реестра проверок?

Дело в том, что несмотря на закон № 294-ФЗ и Приказ Генпрокуратуры № 93, на официальном сайте ведомства Юрия Чайки вообще никак не отображались внеплановые проверки, поскольку обязанности фиксировать это в электронном виде у Генеральной прокуратуры просто-напросто не существовало. О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, согласно 294-ФЗ, уведомлялись органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. В итоге, как отмечают эксперты, это приводит к тому, что процесс согласования проверок с Генпрокуратурой не работает, а план мероприятий на год не отражает реальной контрольной нагрузки на бизнес.

В связи с этим Президент, выступая в декабре 2013 года с посланием Федеральному Собранию, призвал увеличить уровень прозрачности проверок бизнеса.

[C=905]

Во исполнение этого поручения и было принято то самое Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 415 «О Правилах формирования и ведения Единого реестра проверок», вступившее в силу 1 июля 2015 года. Теперь, согласно ему, в реестре (оператором которого официально становится Генеральная прокуратура РФ), будут также отображаться данные и о "рейдах на рассвете", как именуют между собой предприниматели внеплановые проверки.

Единый реестр проверок содержит в себе сведения об контрольно-надзорном органе, должностных лицах, проводивших проверку, о проверяемом юридическом лице. В нем указываются цели, задачи, предмет и срок проверки, правовые основания ее проведения, подлежащих проверке обязательных требованиях; наконец, сами результаты проверки и принятые меры также отражаются в реестре.

Таким образом, как предпринимателям, так и органам прокуратуры будет теперь легче отслеживать предполагаемые проводимые плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, контрольно-надзорные органы смогут отслеживать проверки других органов, что позволит исключить дублирующие проверки. Разумеется, что это решение не могло не вызвать положительной экспертной реакции

[C=904]

Заработать электронная система учета плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должна поэтапно. С 1 июля 2015 года правила системы распространяются на федеральные контрольно-надзорные органы, 1 июля 2016 года к системе подключатся контрольно-надзорные органы субъектов Российской Федерации. А с 1 января 2017 в реестре будут отражаться и те проверки, которые будут проводить соответствующие муниципальные органы.

Материал по теме

Инициатива: малым предпринимателям готовят трехлетние надзорные каникулы

За хорошее поведение проверки отменяются

В ближайшие годы ситуация с плановыми (и тем более внеплановыми) проверками российских предпринимателей и вовсе должна заметно облегчиться, в связи с введением, по предложению Президента, "надзорных каникул" для малого и среднего бизнеса. Напомним, что 4 июня Правительство одобрило внесенный Минэкономразвития законопроект О внесении изменения в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"», которым было предложено установить запрет на осуществление с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановых проверок в отношении юрлиц и индивидидуальных предпринимателей, являющихся субъектами МСП.

При этом в законопроекте отдельно оговаривается право указанных лиц, после опубликования плана проверок, направить возражения в части включения их в этот план, если, по их мнению, они сюда отнесены не в соответствии с законодательством.

[C=907]

В итоге 1 июля закон одобрила Государственная Дума, 8 июля - Совет Федерации, а сегодня на официальном сайте Кремля появилось сообщение, что изменения в закон № 294-ФЗ подписал и Владимир Путин.

Однако стоит заметить, что на целый ряд организаций и предпринимателей "надзорные каникулы" распространяться не будут, и в отношении них проверки будут проводиться, хотя и с обязательным занесением в Единый реестр, но в штатном режиме.

Это в первую очередь касается организаций в сфере здравоохранения, образования, промышленной, радиационной и строительной безопасности, пожарного надзора и некоторых других. Не будут также освобождены от плановых проверок и компании, которые за предшествующие льготному периоду три года были были либо лишены лицензии за нарушения законодательства, либо руководители которых привлекались к дисквалификации или деятельность которых приостанавливалась в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай