Чипсы, сухарики, газировка и даже некоторые виды колбас могут быть приравнены к продукции с особыми правилами рекламирования. В Государственную думу внесен законопроект депутата-единоросса Василия Шестакова о введении новых ограничений при продвижении таких товаров.
В обсуждаемом документе предлагается дополнить Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» новым понятием:
Кроме того, по мнению автора инициативы, закон N 38-ФЗ должен содержать специальную статью об особенностях рекламирования такой продукции. В частности, такая реклама не должна:
- содержать утверждение о том, что употребление жирной, соленой и сладкой пищи важно для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;
- осуждать воздержание от употребления пищевых продуктов с высоким содержанием сахара и (или) соли, и (или) жиров, и (или) насыщенных жиров;
- содержать утверждение о том, что сладкая, соленая и жирная пища безвредна или полезна для здоровья человека;
- обращаться к несовершеннолетним;
- использовать образы несовершеннолетних, в том числе выполненных с помощью мультипликации;
- побуждать к отказу от здорового питания.
Одновременно предлагается запретить рекламу жирной, сладкой и соленой пищи в печатных изданиях, радио- и телепередачах, аудио- и видеопродукции, предназначенной для несовершеннолетних, а также в учреждениях образовательного, развлекательного, спортивных и оздоровительного типа или на расстоянии менее 100 м от них. При этом каждое рекламное сообщение должно сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного употребления пищевых продуктов, с высоким содержанием сахара, соли и жиров.
Как поясняет Василий Шестаков, в своем законопроекте он намерено приравнял рекламу сладкой, соленой и жирной пищи к правилам продвижения алкогольной продукции, поскольку в России необходимо создавать «культуру рационального питания, способствующую сохранению нормальной массы тела, нормального уровня артериального давления, а также нормальной концентрации в крови холестерина и глюкозы». Это направление работы заложено, в том числе в «Информационно-коммуникационной стратегии по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 года» (Приказ Минздрава России от 30.09.2013 N 677). Депутат также отмечает, что во многих странах действует подобное ограничение рекламы вредной пищи, направленное на несовершеннолетних детей, и это приносит результаты.
Однако коллеги Шестакова восприняли его инициативу неоднозначно. С одной стороны, никто не сомневается во вреде фастфуда, но с другой – есть опасения, что пострадают отечественные предприниматели.
[C=892 ]
[C=893 ]
В то же время руководитель Комитета по потребительскому рынку Московского отделения «ОПОРЫ России» Сергей Рак отмечает, что для оздоровления нации одного ограничения рекламы сладкой, жирной и соленой пищи недостаточно. По его мнению, проблема здорового образа жизни намного шире, чем только потребление определенных продуктов. В то же время он напоминает, что многие компании, продающие фастфуд, предпочитают так называемые социальные рекламы, а не рекламы самих продуктов, и они, исходя из предлагаемых правил, должны быть сохранены, хотя работают на бренд.
Есть и другой аспект – снижение доходов у тех предпринимателей, которые зарабатывают на рекламе. По оценкам Ассоциации коммуникационных агентств России, на продвижение продуктов питания и безалкогольных напитков только в эфире федеральных телеканалов в 2014 году рекламодатели потратили порядка 22 миллиардов рублей. но пострадают не только они. Наиболее уязвимыми в случае принятия поправок окажутся кинотеатры, на которые приходится почти пятая часть рекламы газировок и фастфуда.
Приказ Минздрава России от 30.09.2013 N 677
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ