812
Оставить комментарий Распечатать

Положение о закупках по закону 223-ФЗ

Размер шрифта:
Петербургский правовой портал рассказывает о тонкостях применения Федерального закона № 223-ФЗ. Узнаем, как действует положение о закупках и кто может им воспользоваться.

Федеральный закон № 223-ФЗ принят в 2011 году, но до сих пор вызывает немало вопросов у специалистов. Сегодня мы рассмотрим, что такое положение о закупках и что говорит про него законодательство. Но для начала — немного вводной части, чтобы ответить на вопрос — а к чему и к кому именно относится Закон?

Для кого предназначен закон?

Закон о закупках 223 ФЗ — так его часто называют — вместе с законом 44-ФЗ «О контрактной системе» - это два основных документа, регулирующих государственный заказ и процедуры его осуществления и проведения. Они говорят о том, как вообще устроена система государственных закупок — товаров, работ или услуг, поставки которых осуществляются для госнужд. Но если 44-ФЗ описывает ситуации, когда заказчиками выступают органы власти всех уровней, и покупают они товары и услуги на бюджетные средства, то 223-ФЗ относится к другим видам юридических лиц и другим источникам финансов. Условно, этих юридических лиц можно назвать около-государственными предприятиями, потому что все они так или иначе тесно связаны с госструктурами или госзадачами. Это:

  • Естественные монополии — это чаще всего крупные предприятия с разветвленной структурой и большими оборотами. Мы все их знаем — это прежде всего, железные дороги, тепло- и электросети и прочие гиганты.

  • Госкорпорации и компании.

  • Предприятия, которые осуществляют регулируемые виды деятельности. Это (помимо естественных монополий) коммунальные услуги, водоснабжение, теплоснабжение, водоотведение.

  • ГУПы и МУПы.

  • Автономные учреждения — некоммерческие структуры в сфере культуры, соцзащиты, здравоохранения, СМИ, физкультуры и спорта и т.п. Они создаются органами власти федерального, регионального или местного уровней.

  • Компании с долей государственного участия более 50%.

  • Бюджетные учреждения, когда они что-то покупают за счет внебюджетных средств. К таким средствами могут относиться гранты, субсидии и т.п.

Список этих лиц приводится в самой первой статье. Здесь же отдельно оговариваются и исключения — например, действие закона о закупках 223 ФЗ не применяется к субъектам естественных монополий с регулируемыми видами деятельности в тех случаях, когда доля их совокупной выручки либо в сфере естественных монополий, либо от регулируемых видов деятельности не превышает 10%, если брать общую сумму за прошлый календарный год. Есть и еще несколько исключений.

Что именно можно и нельзя закупать по 223-ФЗ?

В данном случае работает правило «все, кроме...». То есть, юридическое лицо обязано проводить все закупки по процедурам закона 223-ФЗ, кроме случаев, когда этого делать нельзя. Эти случаи перечислены в пункте 4 статьи 1 документа. Отметим, что перечень — закрытый, то есть окончательный. Это:

  • ценные бумаги, валюта, драгметаллы;

  • товары, имеющие оборот на товарных биржах;

  • лизинговые услуги, межбанковские операции;

  • выбор аудитора (когда аудит является обязательным);

  • товары в области военно-технического сотрудничества;

  • и еще несколько случаев.

Вернемся к нашей основной теме — к положению о закупках

Положение о закупках — это ключевой документ, который описывает весь процесс закупок в конкретной организации, которая выступает заказчиком приобретаемых товаров или услуг. По сути, это основа закупочной деятельности. Если такого документа в организации нет, то покупать по 223-ФЗ она ничего и не может.

Разработка положения о закупках — серьезный и важный процесс. Законодательство не упоминает никаких унифицированных форм такого документа, но уже есть несколько типовых положений — одно разработано Минспортом для своих подведомственных структур, другое — Минобрнауки, есть также документы Минздрава, Росимущества и прочих государственных органов. Несколько десятков примерных форм также разработаны независимыми экспертами, они в большинстве своем включены в справочные правовые системы. Такие документы, конечно, можно и нужно брать за основу — как минимум в качестве проработанного юристами качественного материала.

Важно помнить, что положение о закупках — это не просто формальность, а настоящий рабочий инструмент, путеводитель для всех сотрудников. В нем должны содержаться ответы на вопросы, кто и как готовит и проводит закупку, каковы ее способы, требования — к ней и к поставщикам, какие документы и как именно должны быть приняты на разных этапах и так далее. Также логично в него включить и блок про формирование коллектива специалистов, участвующих в процедуре закупок, — это могут быть критерии отбора таких сотрудников, их квалификация и обязанности, составы рабочих комиссий и т. п. Чем детальнее получится положение, тем более функциональным оно станет в последующей работе.

Положение о закупке, как главный распорядительный документ, должно быть утверждено руководящим органом. Для каждого типа заказчика, перечисленного в статье 1 закона о закупках 223 ФЗ, этим же законом установлены правила, кто именно утверждает Положение.

  • Для МУПов и ГУПов — это руководитель.

  • Для госкорпорации (госкомпании) — это высший орган управления этой корпорации (компании).

  • Для автономного учреждения — это наблюдательный совет.

  • Для ООО — общее собрание участников.

  • Для хозяйственного общества — совет директоров или наблюдательный совет.

  • Для бюджетных учреждений — учредитель.

После утверждения его необходимо опубликовать на официальном сайте zakupki.gov.ru. Этот сайт является так называемой единой информационной системой в сфере госзаказа. Требование о наличии подобного ресурса содержится в ФЗ 223, а правила функционирования государственного портала и работы с этим содержатся в Постановлении Правительства РФ от 10.09.2012 № 908. Опубликовать утвержденное положение о закупках нужно в пятнадцатидневный срок.

В завершении отметим, что принятое положение не стоит считать принятым раз и навсегда, неизменным, статичным, застывшим. Это живой рабочий инструмент, и в него, по мере необходимости, можно и даже нужно вносить поправки и коррективы, добиваясь того, чтобы работа организации становилась эффективнее, а процесс закупок — проще и прозрачнее.

Важно помнить, что все изменения нужно утверждать и размещать на официальном портале также в течение 15 дней после утверждения.

Вам будет интересно: различия 44 фз и 223 фз.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай