Как стало известно российским СМИ, 25 марта Федеральная таможенная служба (ФТС) внесла изменения в правила экспорта из России товаров стоимостью до 200 евро. Тогда компании, занимающиеся экспресс-перевозками, получили письмо статс-секретаря заместителя руководителя ФТС Татьяны Голендеевой. В нем указывалось, что за вывоз таких товаров, не облагаемых пошлинами, юридическим лицам придется платить сборы. Их стоимость будет варьироваться от 750 рублей (за отправление в электронной форме) до 1000 рублей (за бумажное отправление).
Документ ссылался на постановление правительства РФ N191 от 06.03.2012 г. В нем говорится, что таможенная стоимость товаров, вывозимых из России, определяется в целях начисления пошлин и не определяется, если в соответствии с законодательством обязанность по уплате пошлины не возникает.
Среди поставщиков началась паника
Нетрудно догадаться, что многие крупнейшие поставщики отреагировали на такое решение ФТС крайне негативно. По их мнению, необходимость уплаты сборов за экспорт небольших товаров повлечет за собой сразу несколько неприятных последствий:
- Таможня не справится с оформлением тысячи документов в день;
- Необходимость оформлять на каждое отправление отдельного ордера замедлит отправку грузов;
- Произойдет повышение тарифов;
- Есть вероятность приостановки экспорта биоматериалов в зарубежные клиники;
- Экспресс-операторы, заметно пострадавшие из-за финансового кризиса, понесут новые потери.
Если говорить о малом бизнесе, то здесь дела обстоят еще хуже. В связи с введенными сборами, многим предпринимателям придется либо значительно увеличить стоимость товара, либо вовсе прекратить свою деятельность.
Эти и другие опасения вынудили ассоциацию экспресс-перевозчиков обратиться в Таможенную службу и приемную вице-премьера Игоря Шувалова с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию.
Важно отметить, что представители руководства некоторых компаний и вовсе усмотрели в письме ФТС противоречия с действующим законодательством. К примеру, вице-президент по операционной деятельности компании DHL в России Юрия Шевченков в эфире “Вести FM” отметил, что вышеупомянутый документ ссылается на постановление правительства. Тем не менее, в законе "О таможенном регулировании" изложена иная позиция, сообщил Шевченко. По его мнению, раз в постановлении правительства нет информации о сборах с отправки мелкого экспорта, то нельзя сделать вывод, что оформление мелких товаров должно стоить 1000 рублей.
ФТС пошла на попятную
Реакция ФТС не заставила себя долго ждать. Ровно через неделю, 31 марта, Татьяна Голендеева разослала начальникам таможенных управлений письмо, в которым были даны указания не взимать сборы за оформление экспорта товаров стоимостью до 200 евро. Позже Министерство финансов, подготовило и опубликовало проект постановления по этому поводу.
Почему нововведение ФТС просуществовало всего неделю? Вероятно, что решающую роль сыграла активная реакция представителей компаний, осуществляющих экспресс-доставки. Многие из них подмечали, что действия ФТС идут вразрез с политикой РФ в этой сфере. К примеру, ранее президент России Владимир Путин призывал максимально снизить «поборы» с малого и среднего бизнеса. Кроме того, вице-премьер Игорь Шувалов заявлял о необходимости либерализации внешней торговли и значительного упрощения экспорта товаров гражданского назначения.
По версии представителей ФТС, постановление от 25 марта было неверно истолковано. Как позже поясняла сама Татьяна Голендеева, речь в ее письме шла не о каких-либо новых правилах экспорта мелких товаров, а об уточнении действующего законодательства.
По ее словам, инспекторы зачастую по-разному применяли действующую норму закона. Если таможенная стоимость товара не была определена, то одни взимали сборы за оформление таких товаров, другие - нет. Именно по этой причине в конце марта ФТС специальным письмом разъяснила, что сборы необходимо взимать в любом случае, когда таможенную стоимость товара невозможно определить.
Как могла произойти такое неверная трактовка письма ФТС?
[C=767]
Несомненно, версию о неверной трактовки трудно назвать бездоказательной. Но можно ли быть уверенным в том, что такое оправдание не было придумано для того, чтобы как-то оправдать отмену непродуманных поправок? Действительно ли речь идет лишь о неправильном восприятии, или мы имеем дело с неграмотными формулировками изменений в правилах, от которых, к счастью многих предпринимателей, было решено отказаться? Вполне вероятно, что из-за банальной неточности формулировки, указанной в письме ФТС, чуть было не пострадали тысячи российских предпринимателей.