330
Оставить комментарий Распечатать

Налоговый орган вправе истребовать документы по «цепочке»

Размер шрифта:
Очень долгое время право налоговых органов проводить «встречные» проверки (ст.93.1 НК РФ) «по цепочке» было предметом многочисленных дискуссий.

Дело в том, что возможностей для подобного подхода «в глубину», положения НК РФ не предусматривают (хотя и не запрещают, на что, в основном и ссылались представители налоговых органов). В то же время единичные решения судов, которые отказывали налоговикам в таких «длительных путешествиях» - обнадеживали.

Однако большинство споров рассматривалось в пользу налоговиков, что не внушало нам оптимизма. А недавно, в этой затянувшейся дискуссии, похоже поставлена окончательная точка, и не кем-то там, а Верховным Судом РФ.

В Определении Верховного Суда от 20.02.2015 № 305-КГ14-7282 была рассмотрена ситуация, когда налоговый орган привлек к ответственности по ст. 129.1 НК РФ лиц, которые отказались представлять в налоговый орган информацию исходя из того, что они не имеют прямых отношений с проверяемым лицом.

Суды нижестоящих инстанций признали такое привлечение правомерным, поскольку документы истребовались в рамках камеральной налоговой проверки, а из информации, указанной в требовании о представлении документов, прослеживается «цепочка взаимодействия» указанных в нем лиц с проверяемым налогоплательщиком. Как указали суды, положения ст.ст. 82, 93, 93.1 и 89 НК РФ не содержат оснований для ограничения истребования документов только первым контрагентом проверяемого налогоплательщика и запрета на истребование документов по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой, у последующих организаций (контрагентов второго, третьего и последующего звена).

С выводами нижестоящих судов согласилась и Судья Верховного Суда РФ Татьяна Завьялова, отказавшая в Определении от 20.02.2015 № 305-КГ14-7282 заявителю в передаче жалобы на рассмотрение экономической коллегии ВС.

С судебными актами по данному делу можно ознакомиться здесь.

Ну что здесь еще можно добавить? При всем моем уважении к позиции арбитражных судов и Верховного Суда РФ, представляется, что их позиция не до конца обоснована. Ведь НК РФ прямо не предусматривает возможности проверок «по цепочке», что по нашему мнению исключает возможность обращения за информацией к лицам, которые не имеют прямых отношений с проверяемым лицом. Однако суды в данной ситуации применяют расширительное толкование положениям ст.93.1 НК РФ, что и было подтверждено и поддержано высшей судебной инстанцией страны.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай