К такому решению пришел Федеральный арбитражный суд Поволжского округа при рассмотрении кассационной жалобы Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.05.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2014. Постановлением от 03.12.2014 по делу № А12-2291/2014 арбитражный окружной суд оставил в силе постановления судов двух инстанций и направил дело на новое рассмотрение.
Суть спора между администрацией города Волгограда и Волгоградским колледжем потребительской кооперации заключалась в несогласии арендатора - Волгоградского колледжа потребительской кооперации с увеличением и индексацией арендной платы арендатором за прошлые годы.
В 2001 году Волгоградский колледж потребительской кооперации заключил договор аренды с администрацией Волгограда на аренду земельного участка площадью 1521 кв. метра, расположенного в городе Волгограде для строительства административно-общественного блока к зданию Волгоградского колледжа потребительской кооперации. Договор аренды был зарегистрирован надлежащим образом в государственном регистрационном органе, поскольку был заключен более чем на одни год. Пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что любое использование земли в Российской Федерации является платным. В соответствии с этим Волгоградский колледж должен был ежемесячно оплачивать арендную плату не позднее 10 числа каждого месяца. В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, разъяснившим положения пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ арендная плата за использование государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен и, независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с нормами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. На основании этого арендодатель изменил для арендатора плату за аренду участка за 2008 год и 2010-2013 годы, известив об этом в 2013 году. При этом на образовавшуюся задолженность по арендной плате была насчитана пеня и применен индекс инфляции равный 1,129. Суды первых инстанций сочли это неправильным и отменили применение индексации арендной платы.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа обратил внимание на требования Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582:
Пунктом 9 предусмотрено, что при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 настоящих Правил, не проводится.
Поскольку изменение арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной с 01.01.2013, произведено в январе 2013 года, применение коэффициента индексации не обоснованно. Постановлением Правительства Волгоградской области N 380-п был введен повышающий коэффициент 2 с 18.09.2012, а статьи 4 ГК РФ определяет, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, то применить это повышающий коэффициент арендодатель может только к арендной плате с 2011 года.
Статья 4 ГК РФ. Действие гражданского законодательства во времени
Статья 65 ЗК РФ. Платность использования земли
Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582