147
Оставить комментарий Распечатать

«Баланс надувной», 1 шт

Размер шрифта:
Сейчас уже осталось не слишком много организаций, которые ведут бухгалтерский учёт вручную. Так или иначе используются программные возможности вычислительной техники. Простенько и со вкусом – вводишь себе операции в компьютерные таблицы, вводишь, а потом (в конце месяца или квартала) – раз, и жмёшь на кнопку! И вот, пожалуйте вам, бухгалтерская отчётность.

Это раньше бедный бухгалтер сидел днями и ночами и бился над тем, чтобы у него «баланс сошёлся». Теперь с этим проблем нет. Со сходимостью баланса, имею в виду. Зато другие проблемы появились. Какие? Ну, например, вот такие…

Один мясоперерабатывающий завод (далее – просто Завод) пригласил к себе аудиторскую проверку. Особого желания проводить аудит учредители, откровенно говоря, не проявляли. Но людьми они были образованными и законопослушными, поэтому знали, что обязательный аудит осуществляется, в частности, если сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (дело происходило в те времена, когда ещё действовал Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ, а минимальная зарплата определялась в размере 100 рублей) – проще говоря, когда сумма активов баланса больше 20 млн. руб. А тут как раз у завода эта самая сумма активов по состоянию на конец года составила все 60 млн. руб. Как вы видите сами, это намного больше, чем нижний предел, позволяющий на совершенно законных основаниях аудиторов к себе не приглашать. Но раз уж так получилось… Что ж, пусть приходят. М

ожет быть, от них будет какая-то польза?

Ладно… Пришли аудиторы. Первым делом посмотрели баланс. Хороший баланс, красивый, подробный. Ознакомились. Следующий шаг проверки – анализ структуры задолженностей в разрезе организаций. И тут начались удивительные открытия… Вот, к примеру, рассмотрим взаимоотношения Завода с ООО «День» (название условное). Эта организация 2 сентября перечислила 100%-ю предоплату в размере 100 тыс. руб. (сумма тоже условная) за продукцию (бухгалтерская проводка – Дебет счёта 51 «Расчётные счета» - Кредит счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» (субсчёт «Авансы полученные»)). 20 сентября продукция была отгружена покупателю в полном объёме, и тот её собственным транспортом вывез (факт реализации отражён проводкой – Дебет 62 – Кредит 90/1 «Продажи. Выручка»). Что из этого следует? Одна сторона проавансировала будущую поставку, другая эту поставку осуществила. Следовательно, задолженности поставщика перед покупателем и покупателя перед поставщиком равны нулю. Ага, сейчас… Это вы так думаете. А во

т из оборотно-садовой ведомости по балансовому счёту 62 следовало, что Завод должен ООО «День» 100 тыс. руб., и ООО «День» должно Заводу такую же сумму.

А затем такая же история повторилась с ООО «Ночь», ООО «Вечер», ООО «Утро» и ещё доброй сотней покупателей. По расчётам с поставщиками такая же картина – Завод перечисляет предоплату, поставщик привозит товар. В бухгалтерском учёте всё это отражается, но предоплата и поставка не закрываются, а продолжают спокойно «висеть» на балансе, всё больше и больше его надувая. Как воздушный шарик.

Теперь представьте, что у вас постоянно, из года в год, обороты всё нарастают и нарастают, а идентичные обязательства всё не закрываются и не закрываются. Валюта баланса, натурально, растёт и растёт. Вы уже давным-давно не работаете ни с ООО «Ночь», ни с ООО «Вечер», ни с ООО «Утро». Они вам ничего не должны по факту, и вы свои обязательства перед ними тоже выполнили. Такие сведения, по крайней мере, у генерального директора, и начальника сбыта, да и у поставщиков и покупателей продукции Завода – тоже. А вот по данным бухгалтерского учёта совсем иная картина получается – организация вся в долгах, как в шелках. И ей тоже должны кучу денег, но почему-то никакой работы по взысканию задолженности не происходит.

Что же случилось? А вот что. Бухгалтерскую программу купили, а настроить проводки должным образом забыли. Ну, чтобы при закрытии обязательств по поставкам она сама перенесла аванс в состав окончательного расчёта. А как же бухгалтер, спросите вы. А что бухгалтер? Он честно вносит все операции в программу, без пропусков, не халтурит (в смысле – не бездельничает), время от времени на кнопочку «Сформировать отчётность» нажимает. Какие к нему претензии? Ах, забыл оборотно-сальдовую ведомость проанализировать? Да отстаньте вы со своей ерундой, тут работы невпроворот, а вы тут со своими анализами…

Думаю, что все догадались, какой вердикт вынесли аудиторы. Правильно – отрицательное аудиторское заключение. Потому что баланс в результате вышеуказанных «недочётов в работе с программным обеспечением» оказался раздут больше, чем в 6 раз. То есть в натуре валюта баланса должна была составлять 10 млн. рублей, а получилось 60 млн. Не слабо? Почему такая разница? Ну, так сказано уже было - не за один год она «набежала»…

Даже и не знаю, что сказать в заключение. Конечно, компьютеризация учёта – это классно, это упрощает работу бухгалтера. Но ведь он не только руками должен работать, а ещё и головой! Можно сформировать отчётность лёгким нажатием клавиши. Однако прежде, чем её нажимать, надо немного, как мне кажется, поскрипеть мозгами, поразмышлять, всё ли в порядке, нет ли каких ошибок. И не бросаться отправлять отчётность по нужному адресу «с пылу, с жару», а ещё раз внимательно её изучить. Чтобы не допустить подобного искусственного «надувания» баланса. Ну, и программу надо настраивать, чтобы как надо работала. И не сваливать вину со своей головы на электронную. Компьютерная программа не виновата. Виноват кто-то другой…


Кирилл Пляс

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай