349
Оставить комментарий Распечатать

Проверка контрагента: опыт практика

Размер шрифта:
Большинство фирм, собирая пакет документов по проверке контрагента, делает это для оправдания перед налоговой на случай проверки. Понятно, что заключая крупный договор, бизнесмен точно проверит, кому он собирается отправлять деньги. Но вот собирать немаленький пакет документов или даже нанимать для этого юриста он будет потому, что боится обвинения в недобросовестности со стороны налоговой.

Экономические последствия отсутствия механизма проверки контрагентов могут обернуться серьезными проблемами, вплоть до банкротства. Это может коснуться любой организации, индивидуального предпринимателя и даже физического лица, не ведущего коммерческую деятельность. Налоговые последствия наиболее существенны для организаций на классике, реже для организаций на УСН по принципу «доходы минус расходы». Это и понятно, ведь наиболее проблемные для нас налоговые точки это принятие к вычету НДС и принятие расходов по налоговому учёту.

История с проверкой контрагента тянется с 2006 года, когда Пленум ВАС в своем известном Постановлении № 53 от 12.10.2006 фактически обязал налогоплательщика проверять своих контрагентов. Между тем мы помним, что Налоговый кодекс не содержит таких требований. Есть статья 329 ГК РФ, но и там необходимых подробностей не найти.

Материал по теме

Как проверить добросовестность контрагента

Ну а там, где нет официально прописанных норм, открывается поле для собственных изобретений. И если раньше достаточно было запросить у контрагента выписку из ЕГРЮЛ, копию устава, свидетельство о госрегистрации и регистрации в налоговой, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписывающего договор, то сегодня такая процедура обрастает все новыми подробностями. При этом вы все равно не будете защищены от обвинения в неосмотрительности на 100%.

Однако существенно снизить риск претензий со стороны налогового органа можно.

Нижеприведённые рекомендации выработаны автором, исходя из собственного опыта общения с налоговыми органами, и не могут считаться нормативом. Но они помогут сформировать собственное представление о необходимых действиях по проверке контрагентов.

  1. Утвердите «Регламент проверок контрагентов» и «Положение по организации о проверках контрагентов». Подробно опишите в них процедуру проверки. Пропишите наличие такого положения в Учётной политике организации. Сошлитесь в стандарте на Приказ ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06-333@, в котором даются рекомендации по проверке контрагента. Таким образом мы не даём налоговой возможности придраться к нашему документу: оспаривая его, она будет оспаривать собственный Приказ.

    Чтобы не закопаться в огромном количестве документов, обязательно присвойте сделкам различные категории. Пусть это будут очень мелкие сделки до 10 тыс. рублей, по которым вы решаете, что вы вообще ничего не будете проверять, считая процедуру по проверке материально неоправданной. И тогда вам не придётся пробивать по базам каждый чек, который вам принёс подотчётник, купив пачку бумаги. Допустим, по сделкам до 100 тыс. рублей всё, что вы считаете необходимым, это проверить наличие компании в ЕГРЮЛ. А по сделкам от 3 млн. рублей вы будете делать тендер, РДЦ и запрашивать полный пакет документов, включая выписку по расчетному счету и тому подобное.

  2. Напишите «Регламент проведения тендеров на заключение договоров». В нём пропишите, что, заключая договор, вы всякий раз выбираете контрагента из нескольких поставщиков по определённым критериям и документально оформляете такой выбор. Например, критериями могут стать цена товара, условия поставки, срок деятельности контрагента на рынке, прозрачность информации о нём. В этом положении (или регламенте) можно прописать, что он касается сделок, допустим, от 100 тыс. рублей. И разграничить объём мероприятий в зависимости от цены сделки аналогично вашему Положению о проверках контрагентов. Такой документ очень поможет при необходимости доказательства рыночной цены сделки.

  3. Перед заключением договора подготовьте РДЦ. Этот новый документ — «разумно-деловая цель» — вырос из арбитражной практики. Например, все тот же пункт 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 говорит о необходимости наличия такой цели. РДЦ может выглядеть как простая записка с текстом в духе:

    Мы собираемся купить вагон игрушек за один млн рублей, а продать за два млн рублей, отнять налоги и затраты на продажу и получить прибыль в таком-то размере.

    Желательно прямо в договоре сделать ссылку на РДЦ № (укажите номер) от (укажите дату) с пометкой, что РДЦ не предоставляется вашему контрагенту, не является частью договора и не создает вашему контрагенту никаких прав или обязанностей.

  4. При оценке налоговых рисков в том же Приказе ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06-333@ приводится такой признак как «отсутствие личных контактов» при обсуждении условий поставок и подписания договоров. Конечно, в эру интернета действительно для заключения многих сделок личный контакт не требуется. Но если нужно… Сделайте скриншоты переписки по электронной почте или общения по скайпу. Если имела место личная встреча, то оформите её протокол. Он должен содержать стенограмму вашего разговора, а главное — подписи сторон и секретаря.

  5. Все документы обязательно сформируйте с единую папку и храните её как зеницу ока. Или почти как счета-фактуры. Обязательно распечатывайте данные, полученные из интернета и прикладывайте в паку. Храните папку не менее, чем полные три последних календарных года. Чем больше у бухгалтера будет таких доказательств осмотрительности, тем больше вероятность победить в споре с налоговой.

Что произойдет раньше? Организация умрет под грудами документов, таща непомерные затраты на юридический отдел или приедет налоговая проверка?

С другой стороны, хотелось бы вас всё же успокоить. Если вы честный налогоплательщик, который не заключает договоров с однодневками, не занимается обналом, не прогоняет сделку по перекупщикам с разным налогообложением и сделки ваши реальны, то весь пакет документов вы сможете подготовить уже во время проверки с помощью вашего же контрагента.

От редакции: проверить контрагента на "благонадежность" можно с помощью разнообразных специальных информационных сервисов, которые представлены и на нашем портале.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай