591
Оставить комментарий Распечатать

Компьютер для бухгалтерии (истории из недалёкого прошлого) ~ (часть 2)

Размер шрифта:
Итак, как говорил Самый Лучший в Мире Карлсон (который живёт на крыше), продолжаем разговор. О бухгалтерах и компьютерах…

Теперь из эпохи «седой древности» (то есть 90-х годов ХХ века) переходим к историям, которые произошли уже в новом тысячелетии. ХХI век на дворе, и компьютер уже перестал восприниматься как диковинка для неизвестно чего, без которой вполне можно обойтись. Но появились другие проблемы. Какие? Может быть, ещё две истории из недалёкого прошлого дадут нам ответ на этот вопрос?

История третья. На всякий случай (время действия – где-то между 2001 и 2003 годами)

В бухгалтерию одного крупного предприятия, расположенного где-то в Центральной России, прибыла аудиторская проверка. Все необходимые документы и регистры учёта им были выданы. Никаких серьёзных ошибок обнаружено не было – стало быть, не зря предприятие считалось образцовым по всем показателям.

Вот только одно смущало аудиторов. Все бухгалтеры – а их было (не считая главбуха и его заместителя) 12 человек – имели на своих столах персональные компьютеры, но при этом все первичные учётные документы и регистры учёта были сформированы вручную. И никаких следов использования компьютерной техники! Руководитель аудиторской группы обратился за разъяснениями к главбуху.

- Да всё просто, - отвечает тот. – У нас опытные бухгалтеры, они привыкли так работать. А обучать их – времени нет.

- А компьютеры тогда зачем?

- Ну, - разводит руками главбух, - учредители заставили. Мол, XXI век на дворе, а вы всё журналы-ордера вручную заполняете. Вот и купили… Да Вы не беспокойтесь – компьютеры не простаивают. Мы ежемесячно забиваем данные из всех первичных документов в бухгалтерскую программу.

- Не понял, - выпадает в осадок аудитор. – А почему сразу нельзя всё вносить в программу?

- А вдруг компьютер зависнет? Или в настройках ошибка? А если сам, своими руками, проводку в журнал-ордер внёс, то не ошибёшься…

Забавно. Нет, конечно, можно порадоваться за главбуха, который верит своим людям больше, чем бездушной машине. И всё же… Зачем делать двойную работу? Хотя понятно, зачем. «Старший приказал» (С).

А вообще, вся эта история напоминает знаменитый анекдот про чукчу, который купил сразу три автобусных билета, имея единый проездной билет. Зачем купил? А вдруг он билет потеряет? На всякий случай…

История четвёртая. Чем больше – тем лучше… (время действия – где-то между 2004 и 2007 годами)

Аудиторы пришли «в гости» к одному градообразующему предприятию. Запросили регистры учёта. Приносят. Начинается проверка… Что за чертовщина?! Ни один из показателей регистров учёта не совпадает с отчётностью. Отправляются в бухгалтерию, чтобы разъяснили, «що це таке?».

- Ой! – отвечают в бухгалтерии. – Извините, совсем забили.

А затем приносят аудиторам ещё три комплекта регистров учёта, только сформированные на базе совсем других бухгалтерских программ. А на немой вопрос, прочитанный в глазах проверяющих, бухгалтер тут же даёт упреждающий ответ:

- Просто у нас регистры формируются сразу в четырёх программах.

- В четырёх??? – у аудитора отвисла челюсть. – Зачем???

А ведь и вправду, зачем? Не догадались? И не догадаетесь. Пока я не расскажу…

Дело было так. Сперва на заводе применялась бухгалтерская программа, сработанная неким местным умельцем, этаким компьютерным Левшой. Простенькая, всем понятная программа. Но затем в организации сменился директор, и он посчитал, что несолидно такой крупной организации применять самопальную программу, и приказал приобрести импортное специализированное бухгалтерское программное обеспечение. Купили. Но не прошло и года, как директор перевёлся на повышение в Москву. Заодно уволился и главный бухгалтер. Пока не назначили нового директора, главбух, пришедший на смену старому, решил воспользоваться удобным моментом и попросил купить бухгалтерскую программу, к которой он привык на прежней своей работе. Когда же новый руководитель предприятия вступил в должность, он распорядился поставить ту бухгалтерскую программу, которую он лично считал более продвинутой и самой лучшей.

«И что?» - спросите вы. «А то!» - отвечу я. Вы что думаете - при каждом приобретении новой программы данные из предыдущей туда переносились? Угу… Разумеется, нет. Может, это и было технически осуществимо, но ни руководители, ни главбухи этим решили не заморачиваться. В голову пришла более простая мысль – а пусть программы работают параллельно! Текущую информацию будем заносить в свежую программу, а данные об операциях, по которым имелось входящее сальдо – в те программы, по которым это сальдо числилось. Представляете, что началось? Ну, ладно, пока программы было две, ещё можно было как-то отделять одно от другого. Но когда их стало три, а затем четыре!.. И ещё надо учесть, что бухгалтерия у предприятия было большая – 24 человека!.. Короче говоря, в результате всего вышеизложенного учёт был запутан так, что распутать его просто не представлялось возможным. Если за текущие обороты ещё можно было как-то отвечать, то о достоверности остатков (особенно по МПЗ и расчётам с дебиторами и кред

иторами) говорить вообще не приходилось… Аудиторы посоветовали всё-таки перенести все остатки в одну программу. Руководство подумало и … создало в бухгалтерии подотдел, сотрудники которого занимались тем, что сводили данные из четырёх программ в один рукописный (!!!) журнал. Правда, потом слегка его усовершенствовали – стали забивать указанную информацию в вордовскую таблицу. И всё встало на свои места, и все данные стали сходиться. А в бухгалтерии вместо 24 человек стало работать 30…

Мораль? Да какая уж тут мораль! По-моему, всё предельно ясно и комментарии излишни…

Вот такой компот. Времена меняются, а проблемы остаются, хотя слегка модифицируются… Что дальше? Подождём. Самому интересно, какие ещё забавные истории могут произойти при взаимодействии бухгалтера и компьютера. При самом непосредственном участии руководителя организации. Куда же без него?

Кирилл Пляс

Статьи цикла:


Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай