197
Оставить комментарий Распечатать

Раскрытие отдельных аспектов информации о деятельности организации в бухгалтерской отчётности (часть вторая)

Размер шрифта:

Дошли мы ещё до одного интересного момента, в бухгалтерском просторечии именуемом «сворачиванием оборотов».

По общему правилу, в бухгалтерской отчётности не допускается зачёт между статьями активов и пассивов, а также прибылей и убытков -согласно пункту 34 раздела VII . Однако в том же пункте есть оговорка – «кроме случаев, когда такой зачёт предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учёту». А какие это случаи? Нашим любимым ПБУ 18/02 (пункт 19 раздела II) организации предлагается в бухгалтерском балансе отражать сальдированную (свёрнутую) сумму отложенного налогового актива (ОНА) и отложенного налогового обязательства (ОНО) (кроме случаев, когда законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрено раздельное формирование налоговой базы – если кто не понял, речь идёт о деятельности обслуживающих производств и хозяйств, а также об операциях с ценными бумагами).

Речь, понятное дело, идёт только об отчётности – в бухгалтерском учёте никакого погашения одно другим произойти и не может, каждый из указанных учётных объектов сформировался по своим основаниям и исключение их из учёта путём внутреннего бухгалтерского «взаимозачёта» было бы уж совсем смелым шагом. Почему в данном случае допускается сворачивание показателей, характеризующих отклонения между «бухгалтерским» и «налоговым» учётом? Думается, что ответ очевиден. Для пользователя отчётности важен сам факт наличия разниц между двумя видами учёта. Поэтому «сокращение разниц» показателей отчётности не исказит. Напротив, даже будет видно, в какую сторону происходит отклонение бухгалтерского учёта от налогового. Чего больше – непризнанных для целей налогового учёта доходов или расходов… Большинство организаций, правда, подобной преференцией не пользуются. Зачем, когда можно тупо отразить те данные, что напрямую получаются из бухгалтерского учёта? Возможность «упростить выражение», в смысле – сократить однотипные показатели, допускает не только ПБУ 18/02. Это право организаций предусмотрено также и в (пункт 18.2 раздела V) и (пункт 21.2 раздела V). При этом в ПБУ ставятся обязательные условия, при которых допустимо проведение «сворачивания»:

  • если соответствующие правила бухгалтерского учёта предусматривают или не запрещают такое отражение доходов;
  • если доходы и связанные с ними расходы, возникающие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной, не являются существенными для характеристики финансового положения организации.

Вроде бы всё предельно ясно. Зачитывать можно доходы и расходы, имеющие одинаковую природу – например, возникающие при выбытии основных средств, положительные и отрицательные курсовые разницы, доходы и расходы по аренде (этот вид прочих доходов и расходов напрямую указан в пункте 18.2 раздела V ПБУ 9/99). Ну, а о существенности и несущественности показателей мы уже столько говорили, что лишний раз и добавлять нечего. Как и в случае с зачётом между ОНО и ОНА, указание сальдированного результата по однотипным прочим доходам и расходам в «Отчёте о финансовых результатах» является более рациональным. Почему? Потому что прочие расходы на то и прочие, что не являются для организации основополагающими. И в случае с ними излишняя детализация может только служить средством засорения отчётности ненужной информацией. А свернул обороты (благо, ПБУ это разрешают) – и выдал информацию в отчётности в сальдированном виде. А уж в пояснениях к отчётности можно данные и раскрыть.

Что выбирают организации? Догадались? Верно, не сворачивают прочие доходы и расходы. В лучшем случае, «под сокращение» подпадают курсовые разницы. Почему? Удивительно, но некоторые бухгалтеры даже и не подозревают о такой возможности (как это не печально). А те, кто знают, не производят зачёт по иной причине – чтобы удобнее было сопоставлять данные «Отчёта о финансовых результатах» с декларацией по налогу на прибыль в контрольных целях. И эта точка зрения вполне заслуживает уважения, потому как обоснована критерием рациональности. Ну, и на сладкое остался ещё один вопрос, касающийся составления отчётности. Точнее говоря, «Отчёта о движении денежных средств», порядок заполнения которого регламентирован ПБУ 23/2011. Какие же варианты раскрытия информации в «Отчёте о движении денежных средств» предлагает нам это ПБУ? По данному аспекту в своей учётной политике организация должна ответить на четыре вопроса:

  • Какие из финансовых вложений можно отнести к денежным эквивалентам;
  • Как квалифицировать денежные потоки, напрямую не поименованные в ПБУ 23/2011;
  • Порядок пересчёта в рубли денежных потоков, поступивших в иностранной валюте;
  • Наличие/отсутствие денежных потоков, подлежащих свёрнутому представлению.

Как отвечать на эти вопросы? Давайте решим вместе.

Если у вас возникают вопросы, мнения, размышления — высказывайтесь и задавайте вопросы на тему — я вам обязательно отвечу.

(Продолжение следует) Статьи цикла:

Оставить комментарий Распечатать