Ни одной возможности выбора учётного варианта указанное Положение не даёт. Хотя… Ну, к видам учёта это не относится, а, скорее, к способу ведения. В пункте 2.5 главы 2 Положения предусмотрено, что организация может вести кассовую книгу как вручную, так и «с применением технических средств, предназначенных для обработки информации, включая персональный компьютер и программное обеспечение» (проще говоря – формировать тем или иным способом кассовую книгу на компьютере, а потом её распечатывать)… Ерунда, скажете? А это как посмотреть. Прописываем же мы в учётной политике способ ведения бухгалтерского учёта (с использованием программного продукта или на основании самостоятельно разработанных регистров учёта). Так что аналогичный выбор применительно к кассовой книге не кажется таким уж нелепым. Тем более что учёт оборота наличных денег и соблюдение кассовой дисциплины – это вообще отдельная тема.
Какой из способов выбрать? Более прогрессивный метод – естественно, электронная кассовая книга, которая затем распечатывается. Но если вдруг руководству организации захочется вести кассовую книгу вручную… Почему бы и нет? Мало ли какие на то есть причины. Может быть, кассир не умеет обращаться с бухгалтерской программой. Или такой программы вообще нет, и весь учёт ведётся «от руки». Или есть ещё какие-то причины, не подлежащие никакому рациональному объяснению... В общем, свобода выбора в этом аспекте у организации присутствует. Размер предприятия в данном случае значения не имеет.
Теперь о расчётах с подотчётными лицами. Какие тут существуют варианты порядка учёта или технические способы его ведения? Никаких. Тогда что же мы здесь будем выбирать? Размер суточных! Нормы расходов по командировкам для целей бухгалтерского учёта в коммерческих организациях давно отменены. Так что любая фирма теперь совершенно спокойно может платить своим сотрудникам суточные в абсолютно любых размерах. Хоть по два миллиона рублей в день (если возможности позволяют). А раз существует возможность выбора, значит, об этом нужно указать в учётной политике. При этом надо помнить один очень существенный момент. Поскольку размер выплачиваемых суточных относится в первую очередь к категории вопросов, регулируемых трудовым правом, то информация об их размерах будет приводиться в учётной политике скорее справочно. В статье 168 ТК РФ указано, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам других работодателей определяются коллективн
ым договором или локальным нормативным актом. То есть в данном случае не приказом по учётной политике устанавливается размер суточных. Там можно указать, например, ссылку на коллективный договор или приказ руководителя, утверждающий конкретную сумму.
В принципе, на самом деле, можно и не указывать такую информацию в учётной политике. Но если мы уже ранее договорились, что учётная политика – это наш инструментарий при ведении бухгалтерского учёта, то почему бы информацию о размере суточных туда не добавить?
Учёт оценочных резервов, активов и обязательств
Дошли мы до очень интересного раздела бухгалтерского учёта, в котором формируется информация об оценочных резервах и обязательствах. Что это за учётные объекты? Пожалуйста:
- резерв под снижение стоимости МПЗ (пункт 25 раздела IV ПБУ 5/01);
- резерв под обесценение финансовых вложений (пункт 38 раздела VI ПБУ 19/02);
- резерв по сомнительным долгам (пункт 70 раздела III «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» № 34н);
- оценочные обязательства, условные обязательства, условные активы (ПБУ 8/2010).
В чём же состоят варианты учёта по указанным объектам? В возможности создавать или не создавать эти резервы? Как бы ни так! Разве что субъекты малого предпринимательства имеют возможность выбора, да и то только в части формирования информации для целей применения ПБУ 8/2010 (другими словами, малые предприятия вправе решать – учитывать ли им в учёте оценочные обязательства, условные обязательства, условные активы и, соответственно, отражать их в отчётности, или нет). А в отношении всех остальных перечисленных случаев никаких исключений нет! Если у Вас МПЗ на складе устарели либо утратили частично свои полезные свойства, если ценные бумаги в той или иной степени потеряли рыночную привлекательность, то выбора у Вас нет – придётся создавать резервы под снижение стоимости МПЗ и под обесценение финансовых вложений. А можно всё-таки их не создавать? Да, можно. Если МПЗ не валяются на складе без движения годами либо они просто отсутствуют. А если всё же валяются, то, чтобы не созд
авать резерв, придётся доказывать, что материалы эти не обесценились и вполне ещё на что-то годятся. Аналогично и с ценными бумагами. Другими словами, в этих случаях обязательность создания указанных резервов обусловлена наличием учётных объектов с этими резервами связанными.
Если у вас возникают вопросы, мнения, размышления — высказывайтесь и задавайте вопросы на тему — я вам обязательно отвечу.
До следующей встречи!
Статьи цикла:
Приказ Минфина России от 13.12.2010 N 167н
Статья 168 ТК РФ. Возмещение расходов, связанных со служебной командировкой
ПБУ 19/02
ПБУ 5/01
Положения
Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации