137
Оставить комментарий Распечатать

Учёт готовой и отгруженной продукции (продолжение)

Размер шрифта:
Произведённая продукция попадает в категорию готовой, которую тоже нужно как-то оценивать. Как именно? Да всё также – либо по плановой себестоимости, либо по фактической (согласно пункту 59 раздела III Положения № 34н). Кстати, выбор между плановой и фактической оценкой нужно также делать и для отгруженной, но ещё неоплаченной продукции (пункт 61 раздела III Положения № 34н).

Понятно, что при выборе способа оценки себестоимости готовой продукции следует руководствоваться теми же принципами, что и при оценке НЗП. Тем самым будет существовать преемственность позиции. Нельзя же, в конце концов, формировать НЗП по фактической себестоимости, а себестоимость готовой продукции – по плановой. Нонсенс! Так что тут всё должно быть всё предельно ясно – или вся оценка ведётся по фактической себестоимости или по плановой. Можно, конечно, попробовать совместить плановую и фактическую оценку. Но я бы лично не советовал. Ради чего? Что это даст организации? Да и потом, подобный «эксперимент» лишён мало-мальской логики… Кстати, если организация применяет балансовый счёт 45 «Товары отгруженные», то оценка активов, учитываемых на данном счёте, тоже должна встраиваться в эту же цепочку.

Обратим внимание на один любопытный момент. В пункте 204 подраздела I раздела IV «Методических указаний по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов», утверждённых Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н, сказано, что в аналитическом бухгалтерском учёте и местах хранения готовой продукции разрешается применять учётные цены. При этом в качестве учётных цен на готовую продукцию могут применяться:

  • фактическая производственная себестоимость;

  • нормативная себестоимость;

  • договорные цены;

  • другие виды цен.

Выбор конкретного варианта учётной цены принадлежит организации.

Как прикажете это понимать? Многие организации и не понимают этого, и радостно начинают учитывать готовую продукцию, например, по договорным или вообще по условно-рыночным ценам, с отражением этой информации в регистрах бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности. Что на это сказать? Не обратили господа торопыги внимание на ключевое выражение - «в аналитическом учёте». Что сие значит? Организация может вести аналитический учёт произведённой продукции не только в фактической оценке, но и в любой другой. Что даёт возможность более точно оценить предварительно реальную стоимость произведённого продукта. Но одновременно с этим необходимо указывать в бухгалтерском учёте размер отклонения этой аналитической оценки от фактической.

Однозначно, что оценка готовой продукции по учётным ценам позволяет формировать дополнительную информацию для организации непосредственно из учётных данных. Какую? Если используются нормативные цены – то о соотношении запланированных и фактических затрат. При применении договорных цен – данные о потенциальной прибыли от реализации. Использование условно-рыночной оценки даёт возможность определить ценовую конкурентоспособность произведённой продукции. И всё это непосредственно из данных бухгалтерии! Впрочем, опять-таки повторюсь – если у организации нет необходимости в подобном углублённом анализе, то и усложнять ничего не следует. В таком разе оценка по фактической себестоимости будет самой правильной и ясной.

И, наконец, остались у нас расходы на продажу (или коммерческие расходы), для которых даже специальный балансовый счёт открыт, 44. Какие тут нам дают возможности выбора нормативные документы по бухгалтерскому учёту? Те же, что и для управленческих расходов (см. абзац 2 пункта 9 раздела II ПБУ 10/99) – либо списать кучей в состав расходов на балансовый счёт 90 «Продажи», либо распределить между остатками реализованной и нереализованной продукции. Что выбрать? Для простоты, чтобы не забивать себе голову лишней информацией, проще всего списывать расходы на продажу всем скопом по окончании расчётного периода. Также целесообразно поступать и в тех случаях, когда такие расходы носят условно-постоянный характер. В тех же случаях, когда коммерческие расходы непостоянны, целесообразно производить распределение. Чтобы чрезмерно не завышать расходы в каком-то конкретном периоде. Разумеется, для адекватного выбора варианта нужен правильный анализ ситуации. Что выберет среднестатистичес

кий бухгалтер – известно. Он выберет простоту. Но всегда ли она необходима?

Таким образом, с вопросами, касающимися информации, которую необходимо раскрыть в учётной политике организации, мы тоже разобрались. Что теперь? Теперь перейдём к следующим вопросам – расчётам с подотчётными лицами и порядку отражения в учёте операций по кассе.

Если у вас возникают вопросы, мнения, размышления — высказывайтесь и задавайте вопросы на тему — я вам обязательно отвечу.

До следующей встречи!


Статьи цикла:

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай