517
Оставить комментарий Распечатать

Отдадим в хорошие руки ~ (Как оформить и учесть бесплатную передачу образцов покупателю)

Размер шрифта:
Чтобы заполучить новых клиентов или продвинуть новую продукцию, поставщики бесплатно отдают образцы своих товаров розничным магазинам, оптовикам или производителям. Те, в свою очередь, знакомятся с образцами или показывают их своим клиентам, чтобы выяснить, к примеру, подходит ли упаковочный картон по прочности или вызвала ли интерес ритейлеров коллекция одежды предстоящего сезона. И по итогам "смотрин" решают, стоит ли заключать с поставщиком договор.

Как быть с налогами и какие документы нужно оформить, "раздаривая" образцы своим контрагентам? На эти вопросы мы сейчас и ответим.

"Образцовые" налоги и бухучет

Вы передаете образцы потенциальным покупателям без оплаты. А в подобной ситуации, как водится, без спора с налоговиками обойтись сложно. Здесь есть два варианта: один из них для вас выгоднее, другой - безопаснее.

ВАРИАНТ 1. Более безопасный, зато невыгодный

По мнению налоговых органов, "дарение" образцов - это безвозмездная передача, поэтому:

  • все связанные с ней затраты нельзя учитывать в целях исчисления налога на прибыль;

  • со стоимости передаваемых образцов надо начислить НДС. А "входной" НДС по ним можно заявить к вычету.

В бухучете надо сделать такие проводки.

Содержание операции

Дт

Кт

Списана на расходы стоимость переданных образцов

90 "Продажи", субсчет "Себестоимость"

41 "Товары", 41-1 "Образцы товара" или 43 "Готовая продукция"

Начислен НДС со стоимости переданных образцов

90 "Продажи", субсчет "НДС"

68 "Расчеты по налогам и сборам"

ВАРИАНТ 2. Более выгодный, зато небезопасный

Вы можете учесть затраты на производство (приобретение) образцов и их передачу (например, доставку потенциальному покупателю) в полной сумме как прочие расходы на стимулирующие маркетинговые мероприятия.

Но при проверке будьте готовы отстоять свои "образцовые" расходы перед проверяющими, вышестоящим налоговым органом, а возможно, и в суде. Тут вам могут помочь, в частности, такие аргументы:

  • такая передача не носит безвозмездного характера, поскольку при безвозмездной передаче отсутствует встречное предоставление. А вы, хотя и передаете образцы бесплатно, но рассчитываете в ответ получить экономическую выгоду - увеличить прибыль за счет заключения новых договоров поставки, расширения рынков сбыта;

  • по мнению Минфина, при расчете налога на прибыль могут учитываться затраты, направленные на привлечение большего числа клиентов. А передача образцов как раз и преследует такую цель.

Таким образом, безвозмездной передачи товаров у вас нет, расходы обоснованны, "входной" НДС можно заявить к вычету.

В бухучете надо сделать такие проводки.

Содержание операции

Дт

Кт

Списана на расходы стоимость переданных образцов

44 "Расходы на продажу"

41 "Товары", 41-1 "Образцы товара" или 43 "Готовая продукция"

"Образцовый" документооборот

При любом из предложенных вариантов вам лучше оформить такие документы.

ШАГ 1. Разработайте локальный нормативный акт, предусматривающий правила передачи образцов. К примеру, это может быть:

<или> программа повышения лояльности клиентов;

<или> маркетинговая политика;

<или> отдельный приказ руководителя, обосновывающий необходимость передачи образцов.

В любом из подобных документов можно записать положение такого содержания.

В целях стимулирования сбыта Компания передает клиентам или потенциальным покупателям образцы своей продукции для ознакомления с ее качеством и свойствами, тестирования, выявления покупательского спроса в регионах. Образцы поставляются за счет Компании.

ШАГ 2. Отгрузите образцы:

<или> по накладной, составленной по унифицированной форме (например, товарная накладная ТОРГ-12 или накладная на отпуск материалов на сторону (форма N М-15)) или по форме, разработанной и утвержденной вашей организацией самостоятельно;

<или> по универсальному передаточному документу (УПД).

Если будете начислять НДС, на выставляемом в одном экземпляре счете-фактуре сделайте отметку "Бесплатная передача".

Примечание. Подробно о правилах заполнения УПД читайте: ГК, 2013, N 22, с. 13

Безвозмездно? Лучше почти даром

Если вы не хотите спорить с налоговиками по "образцовым" расходам, передайте свои образцы за символическую плату. Конечно, если получатель на это пойдет. Тогда это будет обычная реализация и вам понадобится:

  • отгрузить образцы по накладной с указанием цены за единицу;

  • отразить выручку от продажи и расходы в виде покупной стоимости (себестоимости) образцов;

  • выставить счет-фактуру.

То, что реализация прошла с убытком, не должно вас пугать.

Примечание. Еще иногда предлагают такой вариант: заключить с контрагентом соглашение о тестировании (испытании, апробации) cт 421 ГК РФ, в котором прописано, что:

  • право собственности на образцы не переходит к потенциальному покупателю, а сами образцы используются им исключительно для апробации и установления возможности их применения у него;

  • оплачивать образцы не надо;

  • по результатам испытаний и тестов получатель образцов должен представить вам документ (к примеру, акт, заключение), содержащий выводы:

    <или> о возможности применения у него вашей продукции или товаров;

    <или> о причинах, по которым они ему не подошли.

С таким соглашением у вас не будет объекта по налогу на прибыль и НДС. Ведь нет реализации - право собственности на образцы к контрагенту не переходит. Счет-фактуру можно не выставлять.

Однако здесь есть вероятность, что налоговые органы признают подобную операцию безвозмездным получением вами услуги по тестированию (испытанию, апробации) вашей продукции. И доначислят вам налог на прибыль на стоимость такой услуги.

***

В случае когда вы передаете образцы в рекламных целях (предположим, получатель должен раздать пробники вашей продукции розничным покупателям), проще учитывать "образцовые" расходы как расходы на рекламу. Только помните, что:

  • в качестве рекламных такие затраты признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации;

  • значительно усложнится документооборот, потому что для признания рекламных расходов вам нужно будет получить от контрагента бумаги, подтверждающие проведение рекламной акции с вашими образцами.

Кокурина М.А.
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2014, N 3

Узнать подробнее о журнале "Главная книга"

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай