84
Оставить комментарий Распечатать

Дела колхозные

Размер шрифта:
И снова о бухгалтере. Для чего он нужен? Что он должен знать? Зачем эти вопросы, говорите? Неизвестно, на кой они заданы?

Я поясню. Для обычного человека круг обязанностей бухгалтера представляется слишком непонятным, а объяснения о том, что необходимо должным образом фиксировать факты хозяйственной жизни, до него не доходят. Или доходят, но в весьма искажённом виде. Представляется, что быть бухгалтером очень просто и особые знания для этого не нужны. И вообще, как говорилось в сказке Софьи Прокофьевой «Часы с кукушкой» (и снятом по её мотивам мультипликационном фильме), кукушкой каждый может быть! И вы так думаете? Попробую вас в этом разубедить…

Жил-был один колхоз… Точнее, не так. Во времена СССР он действительно был колхозом, но когда настали Новые Времена, он переквалифицировался в общество с ограниченной ответственностью (ООО), занимающегося сельскохозяйственным производством. Ну, по правде говоря, и не очень-то сильно им занимавшегося, но всё-таки его работники пахали, сеяли, жали, держали стадо коров (небольшое) и птицеферму. Всё шло своим чередом, пока прежний бухгалтер, женщина уже весьма почтенного возраста, не покинула свой пост (вышла на пенсию и уехала к родственникам на Вологодчину). Дела были переданы директору. Как вы, наверное, знаете, в предприятиях малого и среднего бизнеса их руководители вправе вести бухгалтерский учёт самостоятельно, без привлечения бухгалтера (пункт 3 статьи 7 Федерального Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»). Вправе-то они вправе, а вот есть ли у них желание? Много вы видели руководителей, которые ещё и бухгалтерией занимаются? У директора обычно и так забот полон рот.

Так вот. Нужно было что-то делать. Где найти человека, который будет заниматься бухгалтерией? Не очень-то много народу в деревне, выбор небольшой. Да и до ближайшего города тоже далече. Директор думал недолго. В правлении имелась секретарша. Девушка сначала сопротивлялась – мол, я не знаю ничего, что и как…

- И вообще – я же бухгалтерии не училась!

- Да чего там учиться! – махнул рукой директор. – Ты что, не видела, как Марья Ивановна работала? Берёшь документ и записываешь в журнал. Всего-то!

Секретарша подумала и согласилась. А чего? Не боги горшки обжигают. Да и зарплата у бухгалтера повыше секретарской будет. Посидела несколько дней, кое-как разобралась, что и где записывать, как и куда перечислять налоги. Какие документы ей приносят, такие в учёте и отражает.

Так прошло три года… В деревню приехал бывший её житель, решивший заняться сельскохозяйственным бизнесом и купить бывший колхоз. О цене сговорились быстро. Но перед покупкой бизнесмен решил провести аудиторскую проверку – интересно же, что он там покупает. Собрали все документы, какие удалось найти, и отправили в областной центр. Недели через три приходят результаты. Будущий фермер прочитал отчёт и … Далее лучше всего процитировать отрывок из результирующей части отчёта:

«1. Амортизация по основным средствам за проверяемый период начислялась неизменно в одной и той же сумме, в том числе и по тем основным средствам, которые уже были полностью самортизированы.

2. Коровы, числившиеся в составе молодняка, за проверяемый период ни разу не переводились в основное стадо.

3. Стоимость материалов, списанных в расход, оказалась в три раза больше, чем числилось на складах.

4. Заработная плата в проверяемом периоде не начислялась, а только выплачивалась.

5. Поступления от продажи продукции животноводства (яйца, молоко, мясо) отражаются на расчётных счетах в банке, но при этом не показывается поступление самой продукции на склад».

И так далее в том же духе…

Прямо райская жизнь! Коров не доят, куры яйца не несут, телята не растут, никто ничего не сеет. Но деньги за молоко, яйца и мясо поступают регулярно. Материалов по документам уже нет, но в расход их всё ещё списывают… Доходов полно, а расходов почти нет! Хорошо ещё, что ООО было плательщиком единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), ставка по которому составляет всего 6% (статья 346.8 НК РФ). Впрочем, и без этого налог был переплачен изрядно.

Как такое вышло? Видимо, не все обратили внимание на фразу - «какие документы приносятся, такие в учёте и отражаются». Деньги из кассы выдаются, деньги на расчётный счёт приходят, материалы со склада отпускаются – это и отражалось. А остальные документы игнорировались. Нет, их никто не выбрасывал, но в бухгалтерию они не поступали, а лежали мёртвым грузом у директора, у заведующего птицефермой, у главного механика и т.д. Прежний бухгалтер, если ей документы не несли, их «выколачивала». А бывшая секретарша побаивалась лишний раз побеспокоить ответственных работников. И вот результат! Ну, а разным тонкостям учёта, типа прекращения начисления амортизации по достижении её размера первоначальной стоимости основного средства её, понятно дело, никто не учил.

Кто виноват? Новый бухгалтер? А я бы не стал её винить. Что могла сделать в силу своей компетенции, то и сделала. Есть ведь тот, кто виноват много больше. Кто же? А вы загляните в пункт 1 статьи 7 Закона № 402-ФЗ. Там ответ и содержится…

P.S. Звери из сказки, упомянутой в преамбуле к рассказу, тоже в конце концов убедились, что даже кукушкой из часов может быть не каждый. И сделали из этого выводы… Как там у великого русского баснописца?

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник…

P.P.S. А бизнесмен колхоз всё-таки купил. Правда, ему пришлось принять на себя ещё и издержки по восстановлению бухгалтерского и налогового учёта за предшествующие годы.

Кирилл Пляс

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай