627
Оставить комментарий Распечатать

Услуги ЖКХ: услуги консьержки, вывоз мусора и уборка подъездов

Размер шрифта:
Данные услуги, как известно, в силу указания закона не относятся к коммунальным. Однако без этих услуг проживание в квартирах вряд ли будет комфортным.

Действительно, многие подъезды в настоящее время представляют собой такую картину – грязные окна, на которых вдобавок может иметься паутина, исписанные непонятно чем стены, мусор на лестничных площадках и т.д.

Как и кем должны оказываться данные услуги? Кто контролирует их исполнение?

Регулирование услуг на законодательном уровне

В отличие от большинства коммунальных услуг, в особенности от водо- и теплоснабжения, на эти услуги нельзя поставить прибор учета, однако контролировать их исполнение все-таки необходимо.

Все положения по порядку оказания этих услуг, по их оплате, порядке предъявления претензий и иных обязательств сторон, должны быть прописаны в договоре на их оказание, заключаемым в соответствии с ГК РФ.

Однако в большинстве случаев такие договоры никто не заключает, а услуги оказываются (и оплачиваются) «по факту». Например, у меня такого договора тоже нет.

Заключение договора с консьержкой (вахтером)

Необходимо отметить, что договор с консьержкой (сторожем или вахтером) заключается, как правило, на основании решения общего собрания собственников квартир всего МДК или собственников одного или нескольких подъездов дома.

Следует также учитывать, что принимать участие в общем собрании собственников и голосовать по вопросам повестки дня не вправе лица, которые по каким-либо основаниям пользуются жилыми помещениями, например, на основании договора коммерческого найма, аренды, т.е. попросту снимают жилье у собственника. Такие лица вправе только присутствовать при его проведении.

Таким образом, именно то лицо, у которого Вы снимаете жилье, т.е. собственник, вправе участвовать в общем собрании и принимать решения по вопросам повестки дня, а на Вас в таком случае распространяются любые решения, принятые на общем собрании.

Этим решением, оформленным протоколом общего собрания, устанавливаются следующие существенные условия такого договора:

  • начало оказания услуг,

  • время оказания услуг,

  • порядок и размер оплаты этих услуг,

  • кто конкретно (с указанием Ф.И.О.) будет исполнять, а также контролировать исполнение этих услуг,

  • санкции за ненадлежащее исполнение своих обязательств.

Также в протоколе должна быть обозначена сумма, которая подлежит внесению каждым собственником в качестве оплаты этих услуг, после чего она подлежит включению в общую счет-квитанцию.

Уборка лестничных клеток, чистка мусоропроводов и вывоз мусора

Прежде всего необходимо отметить, что уборка в подъездах домов регулируется Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170.

ВАЖНО:


На основании этих Правил уборка лестничных клеток и чистка мусоропроводов (в многоэтажках) входит в техническое обслуживание (ТО) жилья, таким образом, для этих услуг в счет-квитанции не должна выделяться отдельная строка, и, соответственно, они не должны оплачиваться сверх оплаты за ТО жилья.

Проще говоря, если мусоропровод засорился и его прочистила УК или ТСЖ, то выставление этих сумм сверх ТО жилья неправомерно.

Согласно вышеуказанных Правил уборка в подъездах МКД должна производиться ежедневно. Она включает в себя следующие мероприятия с установленной периодичностью:

  • ежедневное влажное подметание лестниц и площадок двух первых этажей (либо выше), которые, как правило, самые грязные, а также 1 раз в неделю должно проводиться влажное подметание лестничных маршей и площадок на всех этажах, которые оборудованы лифтом и мусоропроводом,

  • влажная уборка кабины лифта, с вытиранием стен, дверей, потолка и плафонов, должна проводиться 2 раза в месяц,

  • влажная уборка мест перед клапанами мусоропровода (если он имеется) производится на всех без исключения этажах,

  • 1 раз в неделю должны убираться площадки перед входом в подъезд, чиститься металлические решётки и грязесборник под ней,

  • 1 раз в год моются окна, протираются влажной тряпкой стены, плафоны, двери, шкафы электросчётчиков, почтовые ящики, потолки, оконные решетки, чердачные лестницы,

  • с периодичностью 2 раза в год должна проводиться влажная протирка батарей и подоконников.

Кроме того, что в различных городах могут действовать различные правила в отношении уборки подъездов. Например, в г. Москве периодичность основных работ по уборке лестничных клеток (приложение к форме № ЖНМ-96-01/7), установлена постановлением Правительства Москвы от 04.06.1996 года № 465 (действует в редакции от 02.02.2010 года).

Следует также отметить, что соответствующим договором может быть предусмотрена периодичность проведения работ чаще, чем это указано в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда 2003 года.

Время и периодичность вывоза мусора (правильнее говорить – сбор и утилизация (вывоз) ТБО), если МКД не оборудованы мусоропроводом, должны вывешиваться в местах, где эта информация будет доступна для всех - обычно это доска для объявлений в подъезде. Эта услуга согласно законодательства РФ не входит в ТО жилья и оплачивается отдельно.

Судебные споры

Часто случается, что граждане не оплачивают данные услуги, но ими пользуются.

Так, ТСЖ обратилось в суд с иском о взыскании задолженности оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, пени, и указало, что в нарушение требований действующего законодательства ответчики, являясь собственниками жилого помещения в многоквартирном доме, не соблюдают обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В связи с этим у ответчиков образовалась задолженность за период с февраля по июнь 2012 года включительно.

Кроме того, в результате сбоя в программе ТСЖ в период с января 2011 года по январь 2012 года включительно ошибочно не начисляло собственникам увеличившуюся в связи с принятием сметы на 2011 год плату по строке «услуги вахтера, сторожа».

Судом установлено, что при начислении платы за «услуги вахтера, сторожа», ТСЖ руководствуется тарифами, установленными сметой доходов и расходов на каждый календарный год, утверждаемые общим собранием членов ТСЖ, а доводы ответчиков о том, что сметы доходов и расходов не утверждены решениями общего собрания, являются формой отчетности и не могут браться за основу при установлении тарифов, суд нашел несостоятельными.

По результатам рассмотрения дела суд со ссылками на ст.ст. 39, 137, 153 - 156, 158 ЖК РФ постановил взыскать солидарно с Кабацкой Н.В. и Кабацкого И.В. в пользу ТСЖ «Волочаевское» имеющуюся задолженность (Решение Первомайского районного суда г.Омска от 19.11.2012 года по делу № 2-2993/2012).

Осуществление контроля за качеством ЖКУ

Несколько слов про то, куда можно обратиться за защитой своих прав при оказании некачественных ЖКУ.

Вы вправе обратиться в Государственный жилищный надзор (ГЖИ), главной задачей которого является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества.

ГЖИ проводит внеплановые проверки поставщиков (управляющих компаний, ТСЖ, РСО и т.п.) с целью контроля за соблюдением положений ЖК РФ, требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170.

Наряду с ГЖИ специализированным органом государственной власти по контролю качества предоставления населению ЖКУ является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), куда также можно обратиться с заявлением.



Все вышеуказанные услуги относятся к жилищным, а отсутствие письменного договора никоим образом не лишает Вас в случае их неоказания предъявлять претензии к их исполнителям, реквизиты которых должны быть указаны в счетах-квитанциях.



Продолжение следует….


Статьи цикла:


А.А.Лейба

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай