Большинство этой преференцией пользуется. Кто-то, возможно, хочет себя чувствовать «большим мальчиком», и поэтому данное положение, даже будучи по факту малым предприятием, игнорирует. Ваше право. Просто не забудьте указать об этом в своей учётной политике. Кстати, те, кто данной льготой пользуется, тоже должен написать об этом. Так полагается.
Теперь о выбытии финансовых вложений. Точнее – о стоимости, по которой это выбытие отражается в учёте. Смотрим, выбираем (пункт 26 раздела IV ПБУ 19/02):
- по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учёта финансовых вложений;
- по средней первоначальной стоимости;
- по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).
Ну, буквально, как списание материалов! И перед бухгалтером проблема – какой вариант выбрать. При этом имеем в виду, что касаются данные методы только тех финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость.
Проще всего, понятное дело, списание по первоначальной стоимости каждой единицы. Простенько и со вкусом. Голову ломать не надо. Мудрить не надо. Как числился – так и спишем. Кому его лучше применять? Да всем! А если серьёзно? Если серьёзно, то тем, у кого финансовых вложений мало и для кого они всего лишь случайный эпизодический персонаж в многообразии текущего хозяйственного процесса. При таком раскладе разве можно применить методы ФИФО или «по средней первоначальной стоимости»? Когда объекты финансовых вложений или лежат на балансе мёртвым грузом, либо, не успев появиться, тут же исчезают? Так что при таких ситуациях метод списания по первоначальной стоимости каждой единицы практически безальтернативен.
Ну, если у организации операции, связанные с оборотом финансовых вложений, возникают практически постоянно либо, что называется, условно-регулярно? Тогда нужно выбирать один из двух оставшихся методов. Принцип выбора? Тот же самый, который применяется при выборе одного из указанных способов при списании МПЗ. Что, собственно говоря, меняется? Да ничего. Просто на место условных запчастей или болванок приходят векселя да депозиты. Произвели мысленную замену? Ну, тогда всё становится на свои места. Хотим усреднения расходов и их выравнивания? Тогда ваш метод – «по средней». Хотим по-иному? Тогда ФИФО.
Справедливости ради нужно всё-таки заметить, что при выборе методов списания стоимости финансовых вложений при их выбытии главная сложность заключается в определении однородности этих финансовых вложений. А это гораздо сложнее, чем складывать болванки да винтики. Депозиты и векселя вместе не сложишь. Значит, надо разделять. А как определять однородные группы? Что будет критерием однородности? А если мы его выберем, следует ли нам его прописывать в учётной политике?.. Вопросы, вопросы, вопросы… Всё-таки для простоты решения большинству организаций лучше опираться на простой и понятный метод «по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учёта финансовых вложений». А два других оставить тем фирмам, для которых оборот ценных бумаг – это основной или «полуосновной» вид деятельности.
Кстати, при применении двух оставшихся методов тоже не всё так просто. В частности, согласно приложениям №№ 2 и 3 к ПБУ 19/02 среднюю первоначальную стоимость и стоимость ФИФО можно определять одним из двух способов – по итогам месяца либо на каждую дату выбытия конкретного объекта (то есть по так называемой скользящей первоначальной стоимости). Как тут быть? Очевидно, что здесь нужно опираться на то, насколько часто и интенсивно происходят операции по выбытию финансовых вложений. То есть чем быстрее оборот, тем более меньший период времени для расчёта нужно брать… Естественно, это лишний раз доказывает, что данные методы применимы скорее к организациям-игрокам, а не к тем, для кого ценные бумаги не самый ключевой актив, мягко говоря.
Ну, и, наконец, последний вопрос, касающийся выбора вариантов учёта финансовых вложений – как признавать доходы по финансовым вложениям. Вариантов, как вы понимаете, два – как доходы по основным видам деятельности либо как прочие доходы (согласно пункту 34 раздела V ПБУ 19/02). Как поступит организация, очевидно. На первый план выйдет всё та же существенность, которую организация определяет самостоятельно. В том размере, в котором считает нужным и необходимым.
Что получаем в итоге? Организации, у которых финансовые вложения возникают постольку-поскольку, должны максимально упростить их учёт, выбирая тот способ, который не будет вести к размножению ненужных операций. Соответственно, тем, кто балуется с ценными бумагами всерьёз, напротив, следует описать вопросы формирования их стоимости и оценки максимально полно, учитывая специфику каждого вида финансовых вложений. Всё-таки принципы учёта должны соотноситься с деятельностью предприятия. Как мне кажется…
С собственными вложениями разобрались. А теперь обратимся к ситуациям, когда мы не вкладываемся в кого-то (или во что-то), а когда сами просим денег. Взаймы… Итак, следующая тема будет посвящена учёту расчётов по кредитам и займам.
Статьи цикла:
Если у вас возникают вопросы, мнения, размышления — высказывайтесь и задавайте вопросы на тему — я вам обязательно отвечу.
До следующей встречи!
ПБУ 19/02