107
Оставить комментарий Распечатать

Минэкономразвития избавит бизнес от излишних проверок

Размер шрифта:
Минэкономразвития опубликовало отчет о состоянии малого и среднего бизнеса в России и дальнейших мерах правительства по его развитию.

Министерство опубликовало на своем официальном сайте «Информационно-аналитические материалы о секторе малого и среднего предпринимательства РФ, а также мерах, направленных на его развитие». В отчете содержится подробная информация о планах государства на усиление поддержки данного сектора.

Исходя из текста документа, на 1 января 2013 года, по данным Росстата и ФНС России, в Российской Федерации было зарегистрировано 6 037 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), на которых занято 17 844,8 тыс. человек (без учета внешних совместителей). В целом, в секторе малого и среднего бизнеса занято около 25% от общей численности экономически-активных граждан. Около 35%, занятых в малом бизнесе, зарегистрированы как индивидуальные предприниматели (4 023,8 тыс.). Количество средних предприятий составило 16 163 единиц (менее 1% от общего количества предприятий сектора МСП). Число трудящихся в сфере среднего бизнеса — 1,7 млн. человек. Это почти 10% от всех занятых в данном секторе и 2,3% экономически активного населения России.

Впрочем, доля сектора МСП в валовом внутреннем продукте России по-прежнему невелика и составляет около 19-21% (для сравнения в странах Евросоюза — 50-60%). Между тем в зарубежных странах малый и средний бизнес является основным источником создания новых рабочих мест и на МСП приходится до 80% от всех работающих. Кроме того, по оценке журнала «Эксперт», средний бизнес дает около 55% общей выручки средних и крупных предприятий страны. При этом доля среднего бизнеса по основным средствам составляет около трети от общей суммы основных средств средних и крупных предприятий. К примеру, за 2012 года оборот средних предприятий в России превысил 4,1 трлн. рублей.

Также в тексте документа приводятся те меры правительственной поддержки МСП, которые планируются к введению в ближайшем будущем. В частности, рассматривается возможность введения моратория на осуществление проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. Согласно исследованию «Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ» — 2012 работа проверяющих инстанций (пожарной инспекции, Санэпидемнадзора и т.п.) с той или ной периодичностью создает проблемы для большинства представителей малого и среднего бизнеса: для 44% компаний это происходит довольно редко, для 15% — часто, а 5% страдают от проверок постоянно. Это, по мнению аналитиков Минэкономразвития, является одним из главных факторов ухода бизнеса в «тень». В этой связи предлагается проработать вопрос о введении на определенный период времени моратория на проверки в отношении субъектов малого предпринимательства, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и в рамках налогового контроля.

Анализ состояния теневого сектора экономики тоже представлен в отчете МЭР:

По оценке Росстата, в неформальном секторе в 2013 году (данные на июнь) занято 14,7 млн. человек или 19,4% от общей численности экономически активного населения, при этом с января 2013 года по июнь 2013 года численность занятых в неформальном секторе увеличилась на 13%.

Согласно исследованиям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Россия занимает пятое место в мире по размеру теневой экономики. А по данным исследований НИУ ВШЭ в неформальном секторе в настоящий момент занято около 22 млн. человек.

В документе представлены и возможные варианты решения этой проблемы. Все они в той или иной степени повторяют основные правительственные программы поддержки малого и среднего бизнеса.

Аналитический отчет министерства также содержит подробное описание проводимых государством мер поддержки для дальнейшего развития малого и среднего бизнеса. О большинстве из них мы уже не раз упоминали:

  • Совершенствование специальных налоговых режимов. Авторы документа, в частности, ссылаются на введение патентной системы налогообложения федеральным законом «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», под которую попадает 47 видов предпринимательской деятельности.

    Согласно данным ФНС России, только в первом полугодии 2013 года индивидуальным предпринимателям было выдано более 75 тыс. патентов, а общая сумма налоговых поступлений от владельцев патентов за указанный период составила 0,802 млрд. рублей, что в два раза превышает поступления от упрощенной системы налогообложения на основе патента за 2012 год (0,415 млрд. рублей). Кроме того, на данный момент ведется разработка условий патентной системы для самозанятых граждан в рамках борьбы с теневым экономическим сектором.

  • Снижение страховой нагрузки для индивидуальных предпринимателей. Как мы уже писали ранее, с 1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон № 94-ФЗ, в соответствии с которым для индивидуальных предпринимателей с годовым доходом до 300 000 рублей произойдет возврат к действующему ранее принципу расчета исходя из одного МРОТ. ИП с доходом, превышающим 300 000 рублей, дополнительно к страховому платежу, по данной формуле, будут уплачивать 1% от суммы дохода, превышающей пороговую величину. При этом сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не может превышать 129 917 рублей (расчет исходя из восьми МРОТ).

    Кроме того, Правительством РФ уже одобрен проект федерального закона, предусматривающий сохранение до 2018 года включительно действующего в настоящее время тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для субъектов малого предпринимательства в производственной и социальной сферах, применяющих упрощённую систему налогообложения. Также мера распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации, благотворительные организации и аптеки, применяющие специальные режимы налогообложения.

  • Законодательное упрощение ведения кассовых операций для индивидуальных предпринимателей было введено Федеральным законом № 144-ФЗ, а также Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ, позволяющим Центробанку определять порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства.

  • Имущественная поддержка предпринимателей на основании закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами МСП».

    Напомним, в июле мы писали, что данный законодательный акт призван снять ряд ограничений, а также расширить перечень объектов инфраструктуры, необходимых для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанные изменения позволят выйти на новые темпы «малой приватизации». По оценке Минэкономразвития России, до 2015 года предприниматели получат возможность приобрести еще около 7 млн. кв. метров.

  • Обеспечение участия субъектов малого предпринимательства в исполнении государственных и муниципальных заказов. Как мы уже упоминали, с 2014 года вступает в силу закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который предполагает определенный уровень квотирования (не менее 15% от совокупного годового объема) по закупкам у малых предприятий.

  • Утверждение и реализация «дорожных карт», которые должны упростить взаимодействие государства и предпринимателей и помочь войти России в топ-20 стран по инвестиционному климату к 2018 году. В качестве критериев эффективности «дорожных карт» используется место России в международных рейтингах, включая рейтинг DoingBusiness, формируемый Всемирным банком. В 2013 году Россия заняла в нем 112-е место, улучшив прошлогодний показатель на 8 позиций.

  • Формирование института уполномоченного по защите прав предпринимателей. В мае этого года был принят закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской федерации», предполагающий создание омбудсменов для бизнеса. На сегодня они имеются чуть более, чем в 10 субъектах страны. По состоянию на сентябрь 2013 года общее количество обращений, как сообщается в документе МЭР, поступивших на рассмотрение бизнес-омбудсмену, составило 946 единиц, из них по 339 обращениям были вынесены положительные решения.

  • Обеспечение доступа малых и средних предприятий к кредитным ресурсам. В рамках этой части Федеральной программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемой МЭР, в 80 субъектах Российской Федерации созданы региональные гарантийные организации (гарантийные фонды), предоставляющие поручительства по обязательствам субъектов малого предпринимательства. Их необходимость подтверждается статистикой министерства: по результатам исследования Всемирного экономического форума в 2012 году Россия заняла 50 место из 62 стран по показателю «легкость получения кредита», в рейтинге же Всемирного Банка — 104 место из 185 стран. Добавим, как мы уже упоминали, недавно председатель ЦБР Эльвира Набиуллина поддержала идею создания гарантийного фонда федерального значения для поддержки кредитования МСП.

Особым параграфом в аналитическом отчете Минэкономразвития выделен список мер финансовой поддержки малого и среднего бизнеса на федеральном уровне:

Многоканальная система финансовой поддержки субъектов МСП, состоит из следующих основных элементов:

  • программа поддержки субъектов МСП в агропромышленном комплексе, реализуемая Минсельхозом России;

  • программа содействия самозанятости безработных граждан, реализуемая Минтрудом России;

  • комплекс мер, направленных на поддержку МСП в научно-технической сфере, реализуемый Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

  • федеральная финансовая программа поддержки МСП, реализуемая Минэкономразвития России;

  • программы льготного кредитования и предоставления гарантий, реализуемые Внешэкономбанком.

На реализацию различных мероприятий поддержки МСП из федерального бюджета в 2013 году выделено более 32,51 млрд. рублей бюджетных ассигнований и 20 млрд. рублей государственных гарантий.

Добавим, что меры по развитию в России малого и среднего предпринимательства прописаны в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай