Перейти на мобильную версию
Помогаем преодолевать трудности

TIR нам не указ?
Российская таможня отказывается работать по международной системе грузоперевозок

/ Источник: Санкт-Петербургские Ведомости

Как известно, коммерческая перевозка грузов через государственную границу – процесс небыстрый и непростой. Досмотры, оформление документов, многочасовые, а то и многодневные очереди...

Но процедура могла бы быть еще дольше, если бы не система TIR, позволяющая не платить пошлины непосредственно на границе. Однако Федеральная таможенная служба (ФТС) России считает, что работать в рамках этой системы больше нельзя.

TIR – это французская аббревиатура Transports International Routiers, которая на русский язык переводится как «Международные дорожные перевозки» (МДП). Конвенция МДП, подписанная в Женеве в 1975 году, предусматривает упрощенную систему перемещения грузов через границу. Перевозчики, работающие на заграничных направлениях, покупают на каждую партию товара так называемую книжку МДП – специальный документ, который одновременно является таможенной декларацией и гарантией уплаты пошлин.

Гарантом по этим книжкам в России является Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) – официальный представитель Международного союза автотранспорта. Стоимость одной книжки сейчас составляет в среднем около 3000 рублей.

В течение 31 года (СССР подписал конвенцию МДП в 1982-м) система более-менее устраивала всех. Водители-экспедиторы избавлялись от лишней волокиты на границе, организаторы перевозок имели достаточно времени на улаживание бюрократических процедур, АСМАП получала определенный доход от продажи книжек, а таможня получала необходимые платежи.

Однако летом 2013 года ФТС внезапно решила, что система МДП себя исчерпала. Служба разработала собственную национальную систему гарантий, которые хочет обязать оплачивать всех перевозчиков. На первый взгляд, позиция таможенников выглядит адекватной.

Во-первых, стоимость госгарантии составляет всего 1500 рублей – в два раза меньше, чем цена книжки. Во-вторых, как говорят в таможенной службе, АСМАП задолжала госбюджету около 20 млрд рублей в виде пошлин, так и не оплаченных перевозчиками, несмотря на гарантии МДП.

Но грузоперевозчики почему-то не спешат радоваться. Как объясняет на профессиональном форуме один из водителей, реальная стоимость национальной гарантии будет в 3 – 4 раза выше, чем международной. Помимо «государственных» 1500 рублей за каждую партию придется уплатить еще по 6 – 10 тысяч рублей за брокерские услуги. Надо ли говорить, что компании, эти самые услуги предоставляющие, являются официальными субагентами Федеральной таможенной службы?

Что же касается 20-миллиардной задолженности АСМАП перед госбюджетом, то эта информация, по словам перевозчиков, не вполне соответствует действительности.

Да, в течение 1994 – 2003 годов были систематические нарушения процедуры МДП, в результате чего накопился гигантский долг перед таможенной службой. Для урегулирования кризиса в 2003 году представители российской таможни встречались с представителям АСМАП и Международного союза автотранспорта. По тем или иным причинам найти нарушителей и взыскать с них причитающееся все стороны сочли невозможным. Поэтому в итоге заключили соглашение, по которому Россия отказалась от всех своих исковых требований к перевозчикам.

Тогда, 10 лет назад, с гарантиями навели порядок, и случаи невыплат по книжкам стали единичными. АСМАП приводит такую статистику: за 2004 – 2013 годы через российскую границу было совершено 11,7 млн перевозок по системе МДП. За это же время таможенники представили 931 претензию по невыполненным гарантиям (0,008% всех случаев). Более того, только 255 претензий суд признал обоснованными.

За перевозчиков вступились влиятельные международные структуры, в том числе и ООН. Пока все они пытаются донести абсурдность инициативы ФТС до российских правителей, таможенники объявили тайм-аут. Новые правила предоставления гарантий будут введены только в середине сентября. Или не будут.

Андрей ЧЕПЕЛЕВ

Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Мы расскажем о последних новостях и публикациях. Читайте нас, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!
icon-telegram-white Подписаться
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

комментарии

Чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться

Актуально на портале

Петербургский правовой портал

PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес


Вопрос юристу
Связь с редакцией
Tweet
Поделиться
+1
Like!
Класс
Свернуть
Наверх

Задайте вопрос юристу

Отвечают
живые люди
Вам не нужно оставлять телефон
Вы можете задать вопрос бесплатно

Опишите вашу проблему или вопрос

Выберите тип вопроса: