102
Оставить комментарий Распечатать

Конституционный Суд РФ: законы субъектов РФ, которыми утверждается кадастровая оценка земель, вступают в силу в порядке, установленном ст. 5 НК РФ

Размер шрифта:
Ну наконец-то... Очень рад, что хотя бы Конституционный Суд РФ разобрался с этим как мне всегда казалось почти очевидным вопросом. Знаете, меня всегда крайне раздражала демагогическая логика некоторых судов о том, что "кадастровая стоимость земли не имеет никакого отношения к налогам, поэтому положения ст. 5 НК РФ о порядке вступления в силу актов земельного права - не применяется".

Я всегда здесь возмущался и буквально кричал: "Да как не имеет то? Это ведь БАЗА для исчисления земельного налога! Как этого можно не замечать?"

Но случается это с некоторыми нашими юристами, говорят полную ахинею, разводят руками, пожимают плечиками и вздыхают "ах, закон суров, ну типа как бы скажем так ДУРА ЛЕКС..."

Я же считаю, что да, закон суров, но закон не может быть абсурдным. И не надо упиваться бредом формального толкования, надо думать, надо анализировать, надо делать нормальные выводы. Причем делать их не из самолюбования о том какой ты "настоящий юрист не взирающий ни на что и подчиняющийся якобы только закону", даже если твое толкование ну полный критинизм. Ведь должно быть так "закон для людей, а не люди для закона".

Ну обо всём по порядку....

4 июля 2013 г. Конституционный суд РФ опубликовал Постановление № 17-П по делу о проверке конституционности положений п. 1 ст. 5 и ст. 391 НК РФ.

В данном постановлении КС РФ, уже не первый раз, попытался разобраться в вопросе о порядке вступления в действие законов субъектов РФ, которыми устанавливается кадастровая цена в целях её применения для расчета земельного налога.

Дело в том, что понятие «кадастровая стоимость» используется в различных отраслях, в том числе и в области налогов (применительно к ст. ст. 390, 391 НК РФ).

Что же касается порядка её применения, то с одной стороны, согласно ст. 8 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы субъектов вступают в силу с момента их официального опубликования, с другой стороны акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (п. 1 ст. 5 НК РФ).

И это различие как раз и стало камнем преткновения в споре общества с налоговиками. Дело в том, что разница в сумме налога, рассчитанного по «новой» и «старой» кадастровой стоимости для общества составила 42 млн.(!), а принята она была в декабре месяце. Что называется – удивили налогоплательщика под конец года, ничего не скажешь.

Общество прошло «все круги ада» вплоть до ВАС, однако все суды отказывались признать позицию общества о том, что на нормативные правовые акты органов исполнительной власти о кадастровой стоимости земельных участков распространяются положения п. 1 ст. 5 НК РФ. А это, надо сказать, позволило бы обществу воспользоваться «старой» кадастровой стоимостью.

КС РФ же указал, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. При этом «кадастровая стоимость» в силу ст. 391 НК РФ обладает, в том числе и фискальным статусом.

В связи с этим суд указал, что

  1. нормативные акты субъектов РФ, которыми утверждается кадастровая стоимость, в части её применения во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.

  2. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Иными словами, КС РФ постановил, что при определении момента вступления акта субъекта в силу, необходимо исходить из функции «кадастровой стоимости», и в случае если она применяется для фискальных целей использовать п. 1 ст. 5 НК РФ.

Напоследок отмечу, что КС РФ и ранее высказывал данную позицию - Определение от 03.02.2010 № 165-О-О.

Полный текст Постановления КС РФ № 17-П можно посмотреть здесь , или ниже...

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02.07.2013 N 17-П

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай