180
Оставить комментарий Распечатать

Хроник Хроников и Чингисхан

Размер шрифта:
Надеюсь, что никто не станет задавать вопросов о том, кто такой Чингисхан? Даже в нынешний век модной и тотальной необразованности все слышали хоть что-нибудь про него. А вот Хроник Хроникович Хроников не столь знаменит. А, между прочим, зря. Это очень интересная в своём роде личность, у которой есть кое-что общее с великим монгольским завоевателем… Но обо всём по порядку.

Итак, история произошла в конце 90-х годов ХХ века в организации, торговавшей пейджерами и мобильными телефонами. Товар современный. И требования к учёту тоже решили предъявить современные. Была приобретена дорогущая западная программа по бухгалтерскому учёту, которая очень многое умела, а по сравнению с тогдашними отечественными аналогами была просто запредельно хороша. Одна беда – предназначался данный программный продукт для крупного предприятия, а не для торговой фирмы. Плюс к тому – программа жёстко требовала, чтобы ВСЕ без исключения поля в регистрах учёта заполнялись. В противном случае она просто отказывалась работать.

Вот простой пример из жизни. Вы приходите в обычный магазин что-то купить (например, колбасу). Что с вас требует продавец? Правильно, деньги. И больше ничего. В нашем случае было не так. Настройки программы требовали, чтобы В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ в электронном первичном документе фигурировало наименование покупателя (не забываем – программа предназначалась для крупного предприятия) – то есть название организации, для которой делается покупка, или ФИО физического лица. Снова представим себе розничный магазин. Вы расплачиваетесь с продавцом за купленную колбасу, а он, прежде чем отдать её вам, спрашивает: «А как Ваша фамилия?». Ну, кто-то может назвать её без проблем – подумаешь! Но есть и такие, кто не захочет – типа, а Вам какое до этого дело? Я за колбасу заплатил, так отдайте мне её. А как моя фамилия – не Ваше свинячье дело!!! Думаете, это враньё или преувеличение? Да нет, так и было. Сотрудники магазина, честно исполнявшие свои должностные инструкции, приставали с такими вопросами

к покупателям, а те в ответ ругались и грозились и сами сюда не приходить, и друзьям своим отсоветовать посещать его. Пытались донести информацию до директора и главбуха. Бесполезно. Директор сказал, что ничего в этом не понимает, а раз так – пусть всё делают согласно инструкции по работе с программой. А главный бухгалтер указал на то, что информация о покупателях должна быть и всё!..

И бедные продавцы вынуждены были и дальше умолять покупателей мобильников, чтобы те назвали себя. Хоть как-нибудь…

Как-нибудь… А это идея! И работники магазина сменили тактику – перестали задавать дурацкие вопросы, и стали сами именовать покупателей. Сперва наивно и бесхитростно – Иванов Иван Иванович, Сидоров Сидор Сидорович, Максимов Максим Максимович. И все остались довольны – и покупатели, к которым перестали применять полицейские методы по установлению личности, и программа, удовлетворённая тем, что все требования по её нормальной эксплуатации выполняются, и бухгалтерия… Увидев, что никто ничего не замечает, продавцы решили шутить дальше. И на смену Иванову И.И. и Сидорову С.С. пришли Попов Поп Попович, Сморчков Сморчок Сморчкович, Хроников Хроник Хроникович… А дальше – ещё хлеще. Теперь мобильники и пейджеры в магазине покупали себе Саддам Хусейн, Чингачгук, Чингисхан, Последний Из Могикан, Фантомас. Фантазия продавцов не знала границ.

Однако всё тайное становится явным. В памяти программы все имена покупателей заносились автоматически в «Справочник контрагентов», сведения о которых попадали в сводную ведомость вне зависимости от того, имелись ли остатки и обороты по ним в отчётном периоде. Поэтому, когда перед годовым отчётом ведомость по расчётам с покупателями была распечатана и передана для ознакомления генеральному директору, тот едва не потерял дар речи. «Чингисханы» и «Хрониковы» в общем объёме покупателей занимали больше половины распечатки. Первым желанием начальника было немедленно уволить всех шутников. Потом, поостыв, он вызвал их к себе «на ковёр», чтобы узнать побудительные мотивы их юмора. Разобравшись, он принял управленческое решение… Сможете угадать какое? Очистить справочник от «чингисханов» просто так было невозможно, хотя по многим позициям в остатках давно стояли нули (а по старым ещё и обороты отсутствовали). Переименовать их тоже было нельзя – настройки запрещали. Обращаться к разработчику за

помощью не хотелось – во-первых, дорого, а во-вторых, он был тесно связан с владельцами фирмы, которые могли бы и не оценить «русскую шутку». В итоге придумали следующее – в справочник была введена позиция «Человек», на которую в дальнейшем и списывали все операции по реализации товаров через магазин физическим лицам. А Хроник Хроникович Хроников, Чингисхан и им подобные остались числиться в ведомости до тех пор, пока организация не приобрела другую бухгалтерскую программу.

Скажете – ситуация надумана? Не может такого быть? Уверяю вас, чистая правда. Нечто похожее чуть позднее было обнаружено и в некоторых других городах России. И там тоже были свои оригинальные покупатели – Хоккейный Вратарь, Прапорщик, Костолом, Генерал Топтыгин… Города разные, организации разные, а юмор у людей одинаковый. Впрочем, пардон, не только юмор. Бухгалтерская программа была та же.

Какой урок можно извлечь из этой истории? Смотря кому. Руководству – стараться всё-таки хоть немного вникать в такие далеко не простые темы, как бухгалтерский учёт и документооборот. И не стараться приобретать что-то уж очень крутое только из-за его крутизны. Каждая вещь хороша на своём месте и при правильном использовании… А продавцов можно похвалить. В яркой, доступной и остроумной форме они донесли до начальства нужную и полезную информацию. Если по прямому пути не дойти, то можно и так.

Кирилл Пляс

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай