68
Оставить комментарий Распечатать

Чайка считает, что летать на самолете — дорого

Размер шрифта:
Авиаперевозчиков уличили в завышении цен на билеты в 1,5-2 раза. Генпрокурор считает, что авиакомпании необоснованно завышают цены, и происходит это потому, что в отрасли действуют устаревшие нормативы. Юрий Чайка потребовал исправить законодательство.

Генеральный прокурор направил письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву с предложением обуздать ценовые аппетиты авиаперевозчиков, пишет газета «Ведомости». Юрий Чайка считает, что стоимость авиабилетов завышена и необходимо переписывать нормативные акты, регулирующие ценообразование. Он сказал:

Проведенная проверка Генпрокуратуры с привлечением ФАС показала, что высокая стоимость билетов на регулярные перевозки устанавливается авиакомпаниями необоснованно. В том числе и путем навязывания дополнительных услуг, которые включаются в различные тарифы экономкласса… В итоге стоимость билета вырастает в 1,5 раза... Количество дешевых билетов ограничено, пассажирам приходится приобретать билеты по высоким тарифам с дополнительными услугами, в которых они, как правило, не нуждаются...

Все это результат того, что в авиационной отрасли действуют устаревшие нормативы (1992-1993 гг.). Они вводились, когда в России была лишь одна авиакомпания — «Аэрофлот», и не содержат механизмов рыночного регулирования… По указанным актам прибыль авиаперевозчика ограничена 20% от себестоимости перевозки. При этом в себестоимость включаются расходы, которые не являются операционными (на рекламу, аренду офисных помещений, канцтовары). Авиакомпании также компенсируют за счет других пассажиров, например, предоставление скидок детям до 12 лет в период летних каникул.

Не урегулировано и ценообразование в бизнес-классе. Оказывая эти услуги, авиакомпании завышают себестоимость перевозки в 2 раза.

Генпрокурор попросил внести изменения в законодательство, обеспечив доступность воздушного транспорта.

В то же время представители авиаперевозчиков не согласны с предъявленными им обвинениями. «Ведомости» опубликовали комментарии экспертов:

Топ-менеджер крупной авиакомпании говорит, что прибыль в 20%, которую приписывают перевозчикам, — «даже не мечты, а грезы». Если мы установим рентабельность на уровне 20%, то билеты подорожают на 18%, добавляет он. Его коллега из другой авиакомпании, входящей в топ-5, продолжает: «В письме совершенно не учтена специфика авиаперевозок. Нельзя вырывать из контекста всей системы продаж один рейс».

«Европейские рейсы рентабельны. Но на большинстве внутренних рейсов, где НДС — 18%, дорогое аэропортовое обслуживание, топливо — до 40% в стоимости авиабилета, перевозчики летают в убыток. Издержки перекладывают на другие популярные направления, — объясняет главный редактор “Авиатранспортного обозрения” Алексей Синицкий. — Работа перевозчика — тонкий механизм. Например, чтобы установить конкурентную цену в экономклассе, авиакомпании повышают цену в бизнес-классе. Прибыль от высокого летнего сезона дотирует перевозки в низкий сезон, поэтому билеты летом дороже. Что касается прибыли, то согласно подсчетам Международной ассоциации воздушного транспорта в среднем она составляет 0,6%», — резюмирует Синицкий.

Представители крупнейших российских авиакомпаний — «Аэрофлота», «Трансаэро», «Сибири», «Ютэйр» — от комментариев отказались.

Мы уже сообщали, что Минтранс разработал поправки в Воздушный кодекс, вводящие невозвратные билеты на самолет. Нововведение призвано сделать воздушные перевозки дешевле. Деньги за такие авиабилеты вернут, если пассажир или член его семьи заболел, а также в случае задержки рейса. Проект внесли в правительство в апреле. Подобную инициативу чиновники продвигают еще с 2011 года. Сейчас документ прошёл согласования со всеми заинтересованными ведомствами. После принятия нового правового акта авиакомпании смогут при отказе пассажира от полета не возвращать ему уплаченные деньги. Кроме того, среди идей — снижение нормы бесплатного провоза багажа на усмотрение самой авиакомпании в зависимости от тарифа.

В то же время в этом году Минтранс подготовил проект нормативно-правового акта, который приведет к увеличению стоимости билетов. К цене предлагается добавить новые сборы. Они не будут включаться в пассажирский тариф, а станут самостоятельными надбавками. Доплатить придется за обеспечение авиационной безопасности и за пользование аэровокзалом.

Напомним, воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей регламентируют специальные Федеральные авиационные правила. Они распространяются как на регулярные рейсы, так и на чартерные. Согласно документу, перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушной перевозки. Однако они не должны противоречить общим правилам и ухудшать уровень обслуживания пассажиров. Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации утверждены Приказом Минтранса от 25 сентября 2008 г. N 155.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай