113
Оставить комментарий Распечатать

В Петербурге отметили приятный предпринимательский климат

Размер шрифта:
Северная столица стала одним из 12 субъектов федерации с благоприятным предпринимательским климатом. Однако велик риск того, что она станет отстающей. Об этом говорится в исследовании аналитиков МСП Банка (группа Внешэкономбанка) «Индекс качества условий для малого и среднего бизнеса в 2011-2012 гг.: региональные диспропорции».

Итоговый отчет опубликовала на своем сайте «Опора России». Аналитики изучили условия для ведения предпринимательской деятельности и оценили риски, к которым наиболее чувствительны предприятия малого и среднего бизнеса. На основе полученных данных регионам были присвоены рейтинговые оценки — от «А» до «Е» — и составлен краткосрочный прогноз вероятности их изменения.

В группу регионов с рейтингом «А» попали 12 наиболее экономически развитых региона. У них самый высокий потенциал для дальнейшего развития и способности противостоять возникающим рискам. В отчете говорится:

Эти регионы в особенности характеризуются высокой покупательной способностью населения, что обеспечивает высокий спрос на продукцию МСП… Следует отметить, что это произошло также благодаря хорошим показателям по уровню рисков. В целом можно отметить значительно меньшую по сравнению со среднероссийской зависимость регионов группы лидеров от федерального бюджета, высокий уровень производства валового регионального продукта на душу населения, а также наличие развитой инфраструктуры и высокий уровень занятости населения.

В число лидеров попал и Санкт-Петербург. Однако город рискует оказаться в группе догоняющих:

Следует отметить, что два региона этой группы находятся в зоне риска понижения рейтинговой категории, причем, если показатели Санкт-Петербурга более сбалансированы, и его положение более устойчиво, то Ростовскую область, с учетом ее достаточно низкого потенциала, вполне могут обогнать в рейтинге наиболее успешные регионы из группы «В».

К категории «В» аналитики отнесли 24 региона. Здесь показатели выше средних по стране, но не дотягивают до лидеров по совокупности всех факторов. Специалисты отмечают достаточно высокую обеспеченность этих субъектов финансовыми ресурсами, правильное использование которых может способствовать опережающему развитию региона. Причем многие из тех, кто оказался во второй группе, имеют высокий потенциал для развития. При грамотной работе по устранению или преодолению существующих рисков они вполне могут пополнить категорию лидеров уже в краткосрочной перспективе. Особенна высока эта вероятность, считают исследователи, у Ленинградской области, Республики Башкортостан и Ненецкого АО.

Самой многочисленной оказалась средняя группа «С». В нее вошли 30 субъектов РФ. В отчете отмечается:

Это те регионы, которым, чтобы выйти в число лидеров, необходима хорошо продуманная и взвешенная политика, направленная на сбалансированное и поступательное развитие. По большей части в группу вошли дотационные регионы, во многом зависящие от федерального центра. Они, как правило, имеют существенные структурные диспропорции в развитии — это может быть и слабо развитая инфраструктура, и наличие нерешенных проблем с монопрофильностью региональной экономики, либо проблемы с демографией.

Оценку «удовлетворительно» аналитики поставили 16 регионам.

В группу аутсайдеров попал единственный субъект РФ — Чеченская Республика. Специалисты полагают, что повышение рейтинга этого региона возможно за счет развития потенциала экономики.

Как мы писали ранее, по данным Economist Intelligence Unit, Россия занимает предпоследнее место в рейтинге стран с точки зрения инвестиционного климата. Всего 12% процентов опрошенных считают Россию привлекательной для инвестиций, и те — в свете потенциального роста стоимости активов. Более, того, смысла заниматься бизнесом в России не видят и сами россияне. Лишь 2,2% из опрошенных хотели бы открыть собственное дело. Среди основных помех респонденты называют "отсутствие прозрачных правил и логики взаимодействия компаний с государством".

Однако Правительство РФ намерено продолжать работу по созданию комфортной предпринимательской среды в России. Мы рассказывали, что в планы Минэкономразвития до 2018 года входит, в частности, создание эффективной системы господдержки малого и среднего бизнеса. Несмотря на то, что рейтинг Doing Business, характеризующий условия для ведения бизнеса, может быть в любой момент отменен, Россия должна за пять лет подняться в нём с 100 на 20 место.

Накоторые из мероприятий, включенных в план, уже выполнены или находятся на стадии реализации. В частности, Госдумой одобрены законы о дифференцированном подходе к расчету страховых взносов во внебюджетные фонды для самозанятого населения, о снятии ограничений на участие иностранцев в уставном капитале российских организаций.

Кроме того, в начале этого года Правительство утвердило методики оценки качества работы чиновников в области развития предпринимательства. Документ определяет критерии для расчета показателей эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти. Раз в год бизнесмены будут заполнять анкеты, на основании которых власти составят рейтинг регионов. Осенью 2012 года президент России подписал указ, который содержит перечень направлений для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.

Список показателей для оценки приводился также в распоряжении Правительства от 15 ноября 2012 года №2096-р. Одним из них является позиция страны в международном рейтинге легкости ведения бизнеса. Вернувшись на пост президента, Владимир Путин в своем первом указе поставил перед страной задачу к 2018 году войти в двадцатку лучших стран мира по условиям для ведения бизнеса. Не так давно Россия заняла 105 место в рейтинге легкости ведения бизнеса, составленном журналом Forbes. В рейтинге Doing Business, составленном одноименной финансовой корпорацией и Всемирным Банком, Россия поднялась на 112 место со 120.

Напомним, ранее, «Опора России» разработала программу поддержки и стимулирования малого и среднего бизнеса. Она включает налоговые каникулы и льготы, доступные кредиты и помещения, упрощенное подключение к инфраструктуре, страхование вкладов. В организации считают, что для социальных микро- и малых предприятий должны быть введены двухлетние каникулы. При этом рост предприятий должен стимулироваться: например, в случае развития микропредприятия до категории малого, оно все равно будет обладать льготами.

Недавно президент также распорядился поддержать бизнес. Он подписал 12 поручений Правительству и премьер-министру, в том числе:

  • проработать вопрос о дополнительных механизмах налогового стимулирования предпринимателей, начинающих новый бизнес;

  • проработать вопрос о возможности сохранения до 2018 года размера страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства;

  • подготовить предложения о создании дополнительных преференций при осуществлении государственных закупок товаров, произведённых на территории Российской Федерации;

  • проработать вопрос об упрощении налогового администрирования для субъектов малого предпринимательства;

  • представить в установленном порядке предложения по ограничению роста тарифов естественных монополий.

Добавим, что меры по развитию в России малого и среднего предпринимательства прописаны в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай