194
Оставить комментарий Распечатать

Заведомо незаконное требование налогового органа может не исполняться и обжаловать его не обязательно?

Размер шрифта:
Дело, которое рассмотрел недавно ФАС Северо-Западного округа вызывает у меня неоднозначную реакцию. Можно сказать, что относится оно к числу тех, где суд, хотя и признает правоту той или иной стороны, но вынужден отказать в удовлетворении ее требований даже не столько по формальным основаниям, сколько в силу нецелесообразности самого использования механизма судебной защиты своих прав.

НК РФ ведь не случайно закрепил право налогоплательщиков не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам, то есть по сути предоставил право на такую своеобразную самозащиту своих прав (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

В рассмотренном деле, налоговый орган в лице Управления ФНС реализовал ту порочную практику, которую иногда используют налоговые органы, а именно, на основании простого обычного письма в произвольной форме в рамках повторной выездной проверки запросил у налогоплательщика оригиналы бухгалтерских документов.

Налогоплательщик, полагая, что запрос Управлением оригиналов ранее представленных по требованиям налогового органа копий этих же документов противоречит нормам налогового законодательства, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании этого письма недействительным.

А вот дальше суды первой и апелляционной инстанции, признав незаконность изложенного в письме предложения налогового органа представить документы, в резолютивных частях своих судебных актов указали диаметрально противоположные выводы.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что Управление фактически выставило налогоплательщику требование о представлении документов в произвольной форме, без ссылок на нормы налогового законодательства и в нарушение абзаца 3 п. 12 ст. 89 НК РФ, что нарушило его права и законные интересы, признал недействительным письмо Управления.

Согласно абз. 3 п. 12 ст. 89 НК РФ ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 НК РФ.

Апелляционная инстанция, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении требований налогоплательщику, указала на то, что оспариваемое письмо Управления не порождает для налогоплательщика каких-либо правовых, в том числе негативных, последствий, а также не создает препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных налогоплательщиком требований не имеется. С этим выводом согласился и суд кассационной инстанции. С судебными актами по данному делу вы можете ознакомиться здесь.

Иными словами, получается какой-то парадокс, как же я узнаю, что требования государственного органа заведомо незаконные? А вдруг я ошибаюсь? А если не ошибаюсь? Мне всегда казалось на то и суд, чтобы разобраться и дать правовую оценку, а не насмехаться над заявителем, типа "глупыш, чего испугался то"?

Вот представьте, идете вы по улице и вам полицейский кричит "стоять", вы бежите к прокурору, а прокурор говорит: "Требования полицейского незаконны, они не порождают прав и обязанностей, так что смело игнорируйте его требования, а ко мне по таким пустякам, даже и обращаться не стоит".

И как вам это всё понравится?

Мне кажется, что любое незаконное требование (действие, бездействие, акт и др.) госоргана должны именно что в официальном порядке признаваться недействительными (незаконными, недействующими, не подлежащими исполнению и т.д.). В противном случае, мы и граждан лишаем права на судебную защиту, да и вводим их в соблазн посылать власти по мотивам их "изначальной незаконности".

Как вам такое?

Очень надеюсь, что ВАС РФ как то отреагирует на подобную неоднозначную практику.



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 2013 г. по делу N А56-38425/2012

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай