144
Оставить комментарий Распечатать

Совфед отклонил законопроект о расширении полномочий бизнес-омбудсменов

Размер шрифта:
Сенаторы считают, что документ требует доработки. Для этого планируется создать согласительную комиссию.

Решение об отклонении законопроекта члены Совета Федерации приняли на очередном заседании.

Недовольство сенаторов, в частности, вызвала поправка в закон об организации МСУ. В соответствии с изменениями действие муниципального правового акта, не имеющего нормативного характера, незамедлительно приостанавливается по предписанию уполномоченного. Однако в Комитете по конституционному законодательству отметили, что закон о бизнес-омбудсменах уже содержит нормы, в соответствии с которыми уполномоченные могут приостанавливать действие актов, нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности. Законопроект не содержит таких ограничений. В связи с этим члены комитета отметили:

Указанные ограничения и условия не предусмотрены …, что позволяет Уполномоченному выносить предписания о приостановлении любых ненормативных правовых актов органов местного самоуправления не обращаясь в суд…

Наделение таким исключительным правом Уполномоченного представляется весьма спорным как с точки зрения обоснованности и правомерности, так и с точки зрения соблюдения баланса прав, законных интересов, а также статусов в системе институтов уполномоченных лиц и лиц, права которых они призваны защищать.

Члены комитета по экономической политике поддержали коллег. Он подчеркнули:

Данная норма предоставляет Уполномоченному излишне широкий объем полномочий и создает основу для злоупотребления им своим правом, что является нормой, приводящей к созданию условий для возникновения и проявления коррупции, а также приводит к дисбалансу прав.

Комитет Совфеда по федеративному устройству также считает, что проекту закона присущи серьезные недостатки, способные привести к существенным искажениям правоприменительной практики.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ надеется, что отклоненные поправки будут доработаны и приняты. Газета.ру пишет:

«Совет Федерации лишь указал на ряд неточностей, которые будут исправлены к сентябрю, и никоим образом не оспаривал право уполномоченного выносить предписания о приостановлении ненормативных актов местного самоуправления до решения суда», — сообщил «Газете.Ru» Титов через своего помощника.

В аппарате Титова косвенно подтвердили, что замечания сенаторов относительно противоречивой нормы имеют несколько трактовок. С одной стороны, правом приостанавливать исполнение решений муниципальных органов сейчас наделена ФАС. Антимонопольная служба имеет прав выписать предписание муниципалитету, наложив тем самым запрет на реализацию его решения. Никто не усматривает в этом противоречия с Конституцией.

С другой стороны, предписание ФАС не носит обязывающего характера, и органы МСУ вправе проигнорировать предписание. Имеют право. И это право на самостоятельность закреплено в Основном законе.

Кроме того, издание сообщило, что право уполномоченного оспаривать нормотворчество муниципалитетов вызывает недовольство не только в Совфеде, но и в регионах:

Законодательное собрание Екатеринбурга усомнилось в необходимости введения института уполномоченного и наделения его расширенными правами. Это противоречит Конституции, уверял депутатов директор Уральского института регионального законодательства Николай Воронин. В итоге спикер Заксобрания Людмила Бабушкина предложила перенести рассмотрение законопроекта на осень.

Как мы писали ранее, Госдума приняла законопроект в третьем чтении на прошлой неделе. Помимо поправки, касающейся приостановки муниципальных правовых актов, документ предусматривает, что средства для уполномоченного и его аппарата ежегодно выделяются в бюджете РФ отдельной строкой. При этом омбудсмен сам определяет численность своего штата. Также проект уточняет права уполномоченных по правам предпринимателей в ходе уголовных и арбитражных процессов. Помимо этого, устанавливается ответственность за воспрепятствование деятельности бизнес-омбудсмена при президенте, а жалобы и заявления в адрес уполномоченного не подлежат цензуре.

Мы также сообщали, что закон, определивший права и полномочия бизнес-омбудсменов в России президент подписал в мае этого года. Документ определяет правовое положение, основные задачи и компетенцию уполномоченных при президенте и в субъектах РФ.

Напомним, институт уполномоченного по защите прав предпринимателей решено было создать до 1 декабря 2012 года. Об этом говорилось в указе Владимира Путина "О долгосрочной государственной экономической политике". Ввести должность уполномоченного по защите прав предпринимателей планировал и Дмитрий Медведев. Будучи главой государства, он поручал Правительству РФ и Генпрокуратуре проработать этот вопрос.

Впоследствии Генеральная прокуратура РФ создала специальное подразделение по надзору за соблюдением прав предпринимателей. Оно уполномочено заниматься защитой прав бизнесменов. Аналогичные подразделения появились и в прокуратурах субъектов Российской Федерации. Особая роль в работе новой структуры отводится сотрудничеству с омбудсменом по защите прав предпринимателей.

Первым Уполномоченным при Президенте по защите прав предпринимателей стал глава Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Борис Титов.

Отметим, что отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и ИП в ходе контрольно-надзорных мероприятий регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ. В нём прописаны, в частности, основные принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора), полномочия органов власти, осуществляющих контроль, ответственность органа контроля при проведении проверки, а также права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки.

Согласно документу, результаты проверки, проведенной с грубыми нарушениями, не могут служить доказательствами несоблюдения требований законодательства. Результаты такой проверки подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Добавим, основные принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства устанавливает Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ. Он обещает субъектам малого и среднего бизнеса финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку. Также власти должны оказывать им помощь в области подготовки и переподготовки кадров.

Напомним также, чтобы законопроект стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать — Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. Закон о бизнес-омбудсменах, принятый депутатами Госдумы, вступит в силу со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай