132
Оставить комментарий Распечатать

В третьем чтении принят закон о досудебном урегулировании налоговых споров.

Размер шрифта:
19 июня ГосДума приняла в третьем (окончательном) чтении еще один (после законопроекта № 196666-6) ключевой налоговый законопроект № 190725-6 «О внесении изменений в часть первую НК РФ» (в части совершенствования порядка досудебного рассмотрения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками).

Об этом законопроекте я уже не раз писал в блоге (здесь и здесь), а специалистами Центра «Налоги и финансовое право» даже было подготовлено правовое заключение по нему для Комитета ГосДумы по бюджету и налогам (здесь) и надо отметить, что небезуспешно, поскольку как минимум два высказанных в нем замечания были учтены депутатами при окончательном принятии законопроекта (об этом чуть ниже).

Главная концептуальная идея этого законопроекта нашла свое отражение в поправке, вносимой в п. 2 ст. 138 НК РФ, из которой следует, что обязательный досудебный порядок обжалования будет распространяться на все ненормативные акты налоговых органов (кроме актов по итогам обжалования и актов ФНС России), а не только на решения о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности. Второе значимое изменение это увеличение срока на апелляционное административное обжалование решения налогового органа по итогам налоговой проверки с 10 дней до 1 месяца.

Сам же этот инициированный Правительством РФ законопроект был принят в первом чтении еще 9 апреля этого года. С того времени к нему поступило огромное количество замечаний, предложений, которые в итоге были сгруппированы в 22 поправки, 11 из которых Комитет

ГосДумы по бюджету и налогам рекомендовал к принятию, а еще 11 – к отклонению. В целом нельзя сказать, что законопроект сильно изменился по сравнению с первым чтением, почти все поправки носят технический характер. Но два изменения по сравнению с первым чтением все же обращают на себя особое внимание:

Во-первых, в текст законопроекта включена оговорка о том, что на апелляционную жалобу не распространяется такое основание для оставления жалобы без рассмотрения как истечение срока на подачу этой жалобы при отсутствии ходатайства на восстановление этого срока либо отказе в удовлетворении этого ходатайства. По всей видимости, в случае пропуска указанного срока апелляционная жалоба должна автоматически трансформироваться в обычную жалобу. Именно на этот момент обращалось внимание в уже упомянутом мною заключении Центра «Налоги и финансовое право», направленном в ГосДуму в апреле этого года (п. 3) (здесь).

Кроме того, в окончательной редакции закона учтено и замечание Центра о том, что п.п. 1 и 2 ст. 101.2 НК РФ изложены не совсем удачно с технической точки зрения, поскольку частично накладываются друг на друга (п. 1 заключения). Во всяком случае "мы писали - есть реакция".

В результате теперь п. 1 ст. 101.2 изложен в новой редакции, из которой ясно следует, что в тех случаях, когда решение налогового органа о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности обжаловано лишь частично или жалоба на его решение удовлетворена вышестоящим налоговым органом тоже лишь частично, это решение и в необжалованной и в неотмененной части вступает в силу только со дня принятия решения по апелляционной жалобе в целом.

Хотелось бы также обратить внимание и на те поправки, которые предлагались некоторыми депутатами к принятию законопроекта в окончательной редакции, но так и не получили должной поддержки и в итоге были отклонены:

1). Об ответственности должностных лиц налоговых органов за нарушение сроков рассмотрения жалобы, апелляционной жалобы; предлагалось внести в КоАП РФ отдельную статью, предусматривающую за это нарушение штраф в размере от 1000 до 3000 рублей.

2). Об установлении обязательных оснований для приостановления вышестоящим налоговым органом решения нижестоящего налогового органа при обжаловании последнего, таких как:

  • обжалуемый акт подписан неуполномоченным лицом;

  • при вынесении обжалуемого акта нижестоящим налоговым органом нарушена процедура привлечения к налоговой ответственности;

  • неприостановление обжалуемого акта приведет к банкротству налогоплательщика.

3). Об установлении обязательных оснований, по которым вышестоящий налоговый орган не вправе не принимать к рассмотрению представленные налогоплательщиком дополнительные документы:

  • ранее документ не мог быть представлен налогоплательщиком по объективным причинам;

  • непринятие этого документа может привести к принятию незаконного решения.

4). Об обязанности налогового органа проинформировать налогоплательщика о дате получения жалобы, апелляционной жалобы.

И в заключение несколько слов о начале действия нового закона. В нем предусмотрено, что он будет распространяться на те жалобы, которые будут поданы в вышестоящий налоговый орган после дня его вступления в силу. А вступление в силу произойдет через месяц после официального опубликования закона. При этом сам обязательный досудебный порядок применительно к тем ненормативным актам, на которые он сейчас не распространяется, будет действовать с 1 января 2014 года.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай