Отмечу, что в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, такое послание должно проводиться «не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году» (ст. 170 БК РФ).
Однако чем вызвана, в очередной раз, такая 3-х месячная просрочка не ясно, а спросить у Президента как-то не удобно... Наверное, сильная занятость.
Само Бюджетное послание не какая уж и формальность. В Бюджетном послании Президента в купе с «Основными направлениями налоговой политики» определяется бюджетная политика страны на среднесрочное будущее, поэтому от того, что скажет Президент, в финансовом и налоговом регулировании зависит очень и очень многое.
Вместе с тем, хочется отметить, что ничего нового или уж тем более кардинального, в послании Президента я лично не увидел. Почти все идеи уже либо высказывались и обсуждались ранее, либо уже содержатся в Основных направлениях налоговой политики, опубликованных чуть раньше (06.06.2013).
Кстати сказать, в Бюджетном послании слово налог упоминается всего 17 раз и ниже представлены и проанализированы самые примечательные положения.
Да, это так. И я этот шаг поддерживаю.
Как писал мною обожаемый польский сатирик Ежи Лец "Умейте читать даже между ненаписанными строками". Так и тут... Понял я эту фразу так – налоговое администрирование будет усиливаться, полномочия госорганов увеличиваться. Тут конечно подслащенная пилюля в виде "упрощения", но это уже не так важно".
В рейтинге Всемирного банка Россия поднялась с 105-го на 64-е место по удобству уплаты налогов. Комитет по налоговым вопросам ОЭСР признал российскую фискальную систему соответствующей требованиям ОЭСР».
С одной стороны, конечно, хорошо что, по мнению Всемирного банка, налоги в России стало платить «проще» (тут действительно есть определенные подвижки), однако тот, кто сталкивается с этим процессом регулярно, прекрасно знает, что статистика не совсем адекватно отражает действительность, поэтому пока подождем давать оценки этому положению из послания.
А вот и та часть, появление которой многие ждали именно в Основных направлениях налоговой политики. Я свою позицию по этому поводу уже высказывал тут, напомню только что по вопросу передачи полномочий между ФНС РФ с Минфином РФ и ПФР возникло, скажем так, недопонимание. ПФР против того, чтобы у них забирали данные полномочия.
Следует обеспечить стабильность налоговой системы. Дальнейшие изменения возможны только в крайнем случае в связи с требованиями современной экономики, новыми приоритетами экономической политики государства, в том числе в связи с необходимостью стимулирования развития новых производств, инвестиционной деятельности и повышения качества налогового администрирования.
А вот это высказывание, на мой взгляд, нужно повторить ещё по разу каждому чиновнику-законотворцу. Ведь действительно, стабильность налоговой системы (без постоянного переписывания, додумывания, дописывания норм) позволяет не только более эффективно администрировать налоги, но и более эффективно уплачивать их. А если постоянно что-то вносить, складывается ситуация, когда не успеваешь разобраться в старом, а уже появляется новое и новое. Профессионалы то не всегда успевают оперативно отслеживать изменения, а что говорить про обычных юристов и бухгалтеров?
Тут Президент ничего нового не сказал, а только обозначил то, о чём уже давно говорят – нужно развивать данные территории, но как бы опять всё не осталось на словах, или скатилось к банальной добыче природных ресурсов крупными компаниями, без стимулирования иных отраслей и сфер хозяйственной деятельности.
Тут вообще можно ничего не комментировать, эта часть почти целиком заимствована из Основных направлений налоговой политики, которые я комментировал здесь.
Ну, а в заключении Президент рассказывал о том, как нам необходимо реализовать прозрачную систему контроля расходования бюджетных средств. Но опять, говорил он о том, КАК нам показать, куда уходят средства, однако остается открытым вопрос – а как контролировать в итоге? Далее цитаты:
Граждане и бизнес должны знать, куда направляются уплачиваемые ими налоги. Это требует высокого уровня прозрачности бюджета и бюджетного процесса.
В этих целях необходимо продолжить формирование интегрированной информационной системы «Электронный бюджет», в том числе ввести в эксплуатацию единый портал бюджетной системы, на котором будет размещаться систематизированная актуальная информация о формировании и исполнении всех бюджетов – от федерального до поселенческих, а также начать внедрение международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора.
С 2013 года на всех уровнях управления следует регулярно публиковать (размещать в сети Интернет) брошюру «Бюджет для граждан». Это даст возможность в доступной форме информировать население о соответствующих бюджетах, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств.
Публикуемая в открытых источниках информация позволит гражданам составить представление о направлениях расходования бюджетных средств и сделать выводы об эффективности расходов и целевом использовании средств».
В заключении хочется отметить, что в своём Послании, конечно же, Президент как обычно, как уже принято многие годы, ничего сверх нового в области налогообложения не сказал, тем более что конкретные направления налоговой политики РФ изложены в Основных направлениях налоговой политики на 2014-2016 гг.
Мой комментарий к которым Вы можете посмотреть здесь.
Иными словами ОННП в этом году стали прообразом для Бюджетного послания Президента. Как то так....