126
Оставить комментарий Распечатать

Исчисление земельного налога за участки, занятые непроизводственными объектами

Размер шрифта:
Как отразить в учете организации земельный налог, уплачиваемый по земельному участку, на котором расположен объект непроизводственной сферы? Организация является плательщиком земельного налога по земельным участкам, занятым непроизводственными объектами. Представительным органом муниципального образования авансовые платежи по итогам отчетных периодов не установлены. Условно исчисленная сумма земельного налога за 2012 г. под объектами непроизводственной сферы, рассчитанная налогоплательщиком, составила 1500 руб.

Земельный налог

Земельный налог является формой платы за использование земли (п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ).

Земельный налог относится к местным налогам, уплачиваемым в соответствии с гл. 31 Налогового кодекса РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п. 1 ст. 387 НК РФ, пп. 3 п. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Организации признаются плательщиками земельного налога при обладании на праве собственности земельными участками, расположенными в пределах муниципального образования на территории, где введен земельный налог (п. 1 ст. 388, п. 1 ст. 389 НК РФ).

При установлении налога представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Для организаций налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. При этом представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период (ст. 393 НК РФ). В данном примере отчетные периоды не установлены.

Налоговая база определяется по каждому земельному участку как его кадастровая стоимость, определяемая в соответствии с земельным законодательством РФ, по состоянию на 1 января налогового периода (ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ).

Налог (авансовые платежи по налогу) уплачивается организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, в сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом срок уплаты налога для организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного для представления налоговой декларации (п. 1 ст. 397, п. 3 ст. 398 НК РФ).

По истечении налогового периода организации представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@, не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. п. 1, 3 ст. 398 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Как указано выше, земельный налог является формой платы за использование земельного участка. В отношении расходов, связанных с платой за использование земельных участков, на которых находятся объекты непроизводственного назначения, отметим следующее.

Такое понятие, как "объект непроизводственного назначения", нормативно не закреплено. Как правило, на практике это понятие применяется в отношении объектов, которые не связаны непосредственно с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), но в то же время обеспечивают создание необходимых условий, в которых организация осуществляет свою деятельность (условий для проживания, отдыха, социального обеспечения работников и их семей и т.п.). Связь использования таких объектов с производственной деятельностью организации имеется, хотя и является косвенной.

В бухгалтерском учете такие объекты (а также земельные участки, на которых они находятся) учитываются в составе объектов основных средств (ОС).

В общем случае затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией объектов ОС, включая плату за их использование, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности и учитываются на счетах учета затрат на производство (расходов на продажу) (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) <*>.

Поскольку в данном случае земельный налог уплачивается по земельным участкам, занятым "непроизводственными" объектами, его следует отражать по дебету счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".

Сумма земельного налога за 2012 г. включается в состав расходов и отражается в бухгалтерском учете записями 2012 г. (п. 18 ПБУ 10/99).

Уплата земельного налога отражается по кредиту счета 51 "Расчетные счета" и дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" (Инструкция по применению Плана счетов).

Налог на прибыль организаций

По общему правилу суммы налогов и сборов, в том числе и земельного налога, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату начисления налога (пп. 1 п. 1 ст. 264, пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Платежи по земельному налогу включаются в расходы в том отчетном периоде, за который они рассчитаны (Письмо Минфина России от 07.06.2011 N 03-03-06/1/333).

В то же время объекты непроизводственной сферы для целей налогообложения прибыли могут рассматриваться в качестве объектов обслуживающих производств и хозяйств. К таким объектам относятся объекты, перечисленные в ст. 275.1 НК РФ, которые осуществляют реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.

Расходы, связанные с содержанием таких объектов, учитываются для целей налогообложения в особом порядке - налоговая база по ним определяется отдельно (ст. 275.1 НК РФ).

По мнению Минфина России, расходы в виде сумм земельного налога по участкам, занятым объектами обслуживающих производств, учитываются для целей налогообложения прибыли также в соответствии с особенностями, предусмотренными ст. 275.1 НК РФ, т.е. формируют отдельную налоговую базу по деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств (Письмо Минфина России от 28.02.2008 N 03-03-05/14).

Заметим, что ранее Минфин России придерживался иного мнения, разрешая учитывать сумму земельного налога, в том числе по земельным участкам, занятым непроизводственными объектами, в составе прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо Минфина России от 11.07.2007 N 03-03-06/1/481). Следует отметить, это мнение поддерживается имеющейся судебной практикой. При этом в решениях судов по данному вопросу указывается, что суммы налогов являются самостоятельными видами расходов налогоплательщика, связанными с исполнением им публично-правовой обязанности перед бюджетом, а не с содержанием обслуживающих производств. Следовательно, включение в налоговую базу по основному виду деятельности земельного налога по непроизводственным объектам обслуживающих производств и хозяйств правомерно (Постановления ФАС Уральского округа от 07.11.2011 N Ф09-7085/11 по делу N А60-45337/10, от 23.06.2011 N Ф09-3440/11-С2 по делу N А60-29304/2010-С6).

Учитывая, что ст. 275.1 НК РФ не содержит ни перечня, ни четких критериев разделения затрат на расходы, относящиеся к деятельности обслуживающих производств и на общие расходы организации, а все сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 НК РФ), налогоплательщик, на наш взгляд, вправе учитывать земельный налог по земельным участкам, занятым "непроизводственными" объектами, в составе расходов по основному виду деятельности, закрепив данное положение в учетной политике для налогообложения, воспользовавшись нормой п. 4 ст. 252 НК РФ. При этом налогоплательщик должен быть готов отстаивать принятое решение в судебном порядке.

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
В декабре 2012 г.
Отражена начисленная сумма земельного налога 29 68 1 500 Бухгалтерская справка-расчет
На дату уплаты земельного налога за 2012 г.
Уплачена сумма земельного налога 68 51 1 500 Выписка банка по расчетному счету


<*> Существует и другая позиция по бухгалтерскому учету земельного налога: начисленная сумма налога подлежит включению в состав прочих расходов по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы", в корреспонденции с кредитом счета 68 (п. 11 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов). Следовательно, организации необходимо выбрать вариант отражения в бухгалтерском учете земельного налога и закрепить его в учетной политике для целей бухгалтерского учета (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай